kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями" станет для учеников настоящим открытием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"»

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

Цель: Усвоение обучающимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

Задачи:

- предметные: познакомить обучающихся с фонетическими особенностями старославянских и исконно русских слов по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием;

- метапредметные: регулятивные — умение организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат.

познавательные — умение самостоятельно находить, осмысливать и использовать информацию.

коммуникативные — владение устной и письменной речью, общение и взаимодействие с другими людьми, понимание других, умение договариваться, сотрудничать.

- личностные: способствовать развитию интереса к истории русского языка.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Повторение изученного материала. Игра «Четвёртое лишнее»: определить среди записанных в ряду слов четвёртое лишнее,выписать его, объяснить свой выбор.

А) Алюминий, багряный, биография, типография

Ответ: багряный, т.к. все остальные слова заимствованные из других языков.

* По каким признакам вы определили, что слова заимствованы из других языков?

Ответ: сочетание «лю» и начальное «а» в первом слове, буква «ф» и иноязычные корни во третьем и четвёртом слове.

Б) Вестибюль, салфетка, иллюстрация, румяный

Ответ: румяный, т.к. все остальные слова заимствованные.



Фронтальный опрос:

- Какие слова называют заимствованными?

- Какие слова называют исконно русскими?

- Почему язык постоянно пополняется заимствованными словами?

- По каким признакам можно отличить заимствованное слово?

- Из каких языков были отмечены самые ранние заимствования в русском языке?

- Где можно узнать о происхождении слова?



3. Объявление темы урока. Продолжение игры «Четвёртое лишнее»:

В) девяносто, обиход, заглавие, голова

* Назовите однокоренные слова. Какое из слов исконно русское, на ваш взгляд?

* Почему не можете дать ответ? (не хватает знаний)

Ответ: заглавие - неполногласие «ла» показывает, что слово заимствовано из старославянского языка. Оно соответствует русскому полногласию «оло». Какое русское слово с таким же значением, что и «заглавие» есть в языке? (заголовок)

Запись в тетрадь: Заглавие - Заголовок

- ла - - оло- это историческое чередование, оно связано с историей нашего народа и историей развития нашего языка. Слова, заимствованные из старославянского языка, ещё называют старославянизмами.

* Какова же тема нашего урока? (запись темы урока)

* Какова цель нашего урока? (познакомиться с признаками старославянизмов, научиться находить их в словах)



4.Объяснение нового материала. Познакомимся с признаками старославянизмов в нашем языке на примере слов, которые вы попробуете узнать по лексическому значению. Занесём эти сведения в таблицу.

Старославянизмы

Исконно русские слова

Неполногласие/Полногласие

древесный

дерево

ре ере

глав

голова

ла оло

здравствуй

здоровье

ра оро

млечный

молоко

ле оло/еле



Как называют

- Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)

– Как называют разновидность угля (Древесный)

– Куда надевается шапка? (Голова)

– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)

– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)

– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)

- Что даёт корова? (Молоко)

- Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)



Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «древесный», а для древнерусского – «дерево». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.

Старославянский (древнеболгарский) – древесный

Древнерусский – дерево

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) называются полногласными.

Сочетания ра, ла, ле, ре коротенькие, как бы неполные по сравнению с сочетаниями оро, оло, ере, поэтому они называются неполногласными.

!!!О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.



Физкультминутка.

5. Закрепление нового материала

А) Задание: придумай пару (устно)

град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)

глас (старослав.) – голос(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);

брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);

шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.);

голова – глава, холод – охладить, голос – гласный, молодой – младенец; ворота – привратник, здоровый – здравие, здравствуй, сторож – стража; берег – безбрежный, дерево – древесный, через – чрезвычайно; волоку – влеку

2. Выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.



Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.

Правильная запись: Огород – ограда; полотно – платье; молоко –млекопитающее; середина - среда; голос – согласный (звук); молодежь – младенец, оболочка – облако; сторона – страна: здоровье – здравствуйте).



3. Найти старославянизм и придумай пару

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво. (город)



Обобщение и систематизация знаний по теме.

Закончите высказывания.

1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...

2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.

3. Слова глас и голос – братья, потому что...(являются одним и тем же словом)

4. Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.

5.. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как (у них нет аналогов с полногласием –оро-)



Рефлексия.

- Что нового узнали?

– Что запомнилось?

- Что оказалось сложным?





Домашнее задание: учить таблицу в тетради, из баллады «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина выписать 5 старославянизмов, подобрать к ним русские синонимы и записать.



Пары с полногласными и неполногласными сочетаниями: береговой – прибрежный, голосистый – глас, город – град, дерево – древо, дорогой – драгоценности, здоровый – здравый, короткий – краткий, молодой – младенец, молочный – млечный, норовить – нрав, оборонный – брань, полотно – платок, порошок – прах, середина – среда, сторож – страж, холодный – прохладный, хоронить – хранить, через – чрезвычайный, перечить – упрекать, оборотень – обратить, поворот – вращать, морочить – омрачать.



Полногласие — это фонетическое явление, характерное для русского, украинского и белорусского языков, при котором в словах между согласными появляются сочетания «оро», «оло», «ере» вместо праславянских сочетаний «ра», «ла», «ре». Оно отличает восточнославянские языки от других славянских групп и проявляется, например, в словах «город» (сравните с южнославянским «град») или «золото» (сравните с польским «złoto»). 

Основные характеристики полногласия

  • Формирование: 

Развилось в VIII–IX веках в языке восточных славян и стало отличительной чертой русского, украинского и белорусского языков. 

  • Происхождение: 

Появилось в результате действия так называемого «закона открытого слога», который требовал, чтобы каждый слог заканчивался гласной. 

  • Примеры:

    • Оро: «город» (вместо град), «ворота» (вместо врата). 

    • Оло: «золото» (вместо злато), «молоко» (вместо млеко). 

    • Ере: «берег» (вместо брег), «перед» (вместо пред). 

  • Отличие от неполногласия: 

Полногласие противопоставляется неполногласию, которое сохранилось в южнославянских и некоторых западнославянских языках и выражается в наличии сочетаний «ра», «ла», «ре», «ле» (например, брада вместо борода). 





Пример сравнения

Полногласие (русский)

Неполногласие (старославянский)

Порох

Прах

Сторона

Страна

Город

Град

Берег

Безбрежный




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"

Автор: Полякова Татьяна Алексеевна

Дата: 07.11.2025

Номер свидетельства: 676774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "урок русского языка в 5 классе по теме "Полногласные и неполногласные сочетания" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-polnoghlasnyie-i-niepolnoghlasnyie-sochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412875885"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по теме "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_po_teme_slova_s_polnoglasnymi_i_nepolnoglasnymi_sochetaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "674724"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1758744013"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Тема: Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(26) "tiema-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196474"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428059046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства