kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"  знакомит обучающихся с фонетическими особенностями старославянских и исконно русских слов по происхождению. Материал подобран так, чтобы у детей развивался интерес к истории своего языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"»

Урок русского языка №49 в 6а кл.

Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

Цель: Усвоение обучающимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

Задачи:

- предметные: познакомить обучающихся с фонетическими особенностями старославянских и исконно русских слов по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием;

- метапредметные: регулятивные — умение организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат.

познавательные — умение самостоятельно находить, осмысливать и использовать информацию.

коммуникативные — владение устной и письменной речью, общение и взаимодействие с другими людьми, понимание других, умение договариваться, сотрудничать.

- личностные: способствовать развитию интереса к истории русского языка.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент

-приветствие

-отметка отсутствующих на уроке

- смена рабочих тетрадей

-запись даты и вида работы в рабочую тетрадь

  1. Повторение изученного материала

- Игра «Четвёртое лишнее»: определить среди записанных в ряду слов четвёртое лишнее,выписать его, объяснить свой выбор.

А) Алюминий, багряный, биография, типография

Ответ: багряный, т.к. все остальные слова заимствованные из других языков.

* По каким признакам вы определили, что слова заимствованы из других языков?

Ответ: сочетание «лю» и начальное «а» в первом слове, буква «ф» и иноязычные корни во третьем и четвёртом слове.

Б) Вестибюль, салфетка, иллюстрация, румяный

Ответ: румяный, т.к. все остальные слова заимствованные.


- Проверим, все ли хорошо знают теорию по изученной теме, качественно ли выполнили домашнюю работу и проведём фронтальный опрос с жетонами. Напоминаю, что половина квадрата - это неполный ответ, целый квадрат - полный, точный ответ. Пять квадратов - отметка «5», далее по убывающей. Но знаем, что квадратики можно копить в течение трёх уроков русского языка.

- Какие слова называют заимствованными?

- Какие слова называют исконно русскими?

- Почему язык постоянно пополняется заимствованными словами?

- По каким признакам можно отличить заимствованное слово?

- Из каких языков были отмечены самые ранние заимствования в русском языке? Приведите примеры таких слов.

- Где можно узнать о происхождении слова?

  1. Проверка домашнего задания

- Прочитайте текст домашнего упражнения, указывая заимствованные слова. Как вы дома это определили? (в это время на доске ученик выписывает слова из домашнего упражнения с пропусками, графически объясняя выбор написания на месте пропусков)

- Всегда ли уместно употреблять в нашей речи заимствованные слова? Попробуем провести лингвистический эксперимент: замените заимствованные слова из игры «Четвёртое лишнее» русскими синонимами и понаблюдайте, удачен ли русский вариант, почему. Сделайте вывод, почему иностранные слова часто навсегда оседают в нашем языке.

Ответ: А) нет замены точной, жизнеописание, нет точной замены

Б) помещение перед входом, кусок бумаги или ткани, рисунок

Вывод: из шести слов удачен с заменой на русский синоним только один. Причины: нет подходящего синонима в русском языке; заимствования более лаконичны русских вариантов; заимствования в некоторых случаях стилистически уместнее.

Подведём итоги нашего фронтального опроса, выполнения домашнего задания (оценивания работы детей).


  1. Объявление темы урока

Продолжение игры «Четвёртое лишнее»:

В) девяносто, обиход, заглавие, голова

* Назовите однокоренные слова. Какое из слов исконно русское, на ваш взгляд?

* Почему не можете дать ответ? (не хватает знаний)

Ответ - объяснение учителя: заглавие - неполногласие «ла» показывает, что слово заимствовано из старославянского языка. Оно соответствует русскому полногласию «оло». Какое русское слово с таким же значением, что и «заглавие» есть в языке? (заголовок)

Запись в тетрадь:

Заглавие - Заголовок

- ла - - оло- это историческое чередование, оно связано с историей нашего народа и историей развития нашего языка. Слова, заимствованные из старославянского языка, ещё называют старославянизмами.

* Какова же тема нашего урока? (запись темы урока)

* Какова цель нашего урока? (познакомиться с признаками старославянизмов, научиться находить их в словах)


  1. Объяснение нового материала

Познакомимся с признаками старославянизмов в нашем языке на примере слов, которые вы попробуете узнать по лексическому значению. Занесём эти сведения в таблицу.

Старославянизмы

Исконно русские слова

Неполногласие/Полногласие

древесный

дерево

ре ере

глав

голова

ла оло

здравствуй

здоровье

ра оро

млечный

молоко

ле оло/еле


Как называют

- Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)

– Как называют разновидность угля (Древесный)

– Куда надевается шапка? (Голова)

– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)

– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)

– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)

- Что даёт корова? (Молоко)

- Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)


Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «древесный», а для древнерусского – «дерево». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.

Старославянский (древнеболгарский) – древесный

Древнерусский – дерево

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) называются полногласными.

Сочетания ра, ла, ле, ре коротенькие, как бы неполные по сравнению с сочетаниями оро, оло, ере, поэтому они называются неполногласными.

!!!О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.



  1. Физкультминутка.

Сенсорные касания

Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом. Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.


  1. Закрепление нового материала


- Задание: придумай пару (устно)


  1. град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)

глас (старослав.) – голос(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);

брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);

шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.);

  1. голова – глава, холод – охладить, голос – гласный, молодой – младенец; ворота – привратник, здоровый – здравие, здравствуй, сторож – стража; берег – безбрежный, дерево – древесный, через – чрезвычайно; волоку – влеку


- Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.


Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.

Правильная запись: Огород – ограда; полотно – платье; молоко –млекопитающее; середина - среда; голос – согласный (звук); молодежь – младенец, оболочка – облако; сторона – страна: здоровье – здравствуйте).


- Задание: найти старославянизм и придумай пару


Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво. (город)


* Отрабатываем ошибки, которые дети допускают при поиске старославянизмов.

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Закончите высказывания.

1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...

2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.

3. Слова глас и голос – братья, потому что...(являются одним и тем же словом)

4. Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.

5.. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как (у них нет аналогов с полногласием –оро-)


  1. Рефлексия.

- Что нового узнали?

Что запомнилось?

- Что оказалось сложным?


  1. Домашнее задание: учить таблицу в тетради, из баллады «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина выписать 5 старославянизмов, подобрать к ним русские синонимы и записать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"

Автор: Катышева Надежда Анатольевна

Дата: 24.09.2025

Номер свидетельства: 674724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "урок русского языка в 5 классе по теме "Полногласные и неполногласные сочетания" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-polnoghlasnyie-i-niepolnoghlasnyie-sochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412875885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства