Цель: Создать условия для ознакомления со слогообразующей ролью гласных.
Задачи: формировать умение делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков; познакомить со слогообразующей ролью гласных; совершенствовать зрительное и слуховое восприятие; воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слогообразующая роль гласных»
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2 VIII вида»
СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ
Составила: Смагина Е.А.
Барнаул, 2015
Тема: Слогообразующая роль гласных.
Цель: Создать условия для ознакомления со слогообразующей ролью гласных.
Задачи: формировать умение делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков; познакомить со слогообразующей ролью гласных; совершенствовать зрительное и слуховое восприятие; воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел опять звонок
Он зовет нас на урок.
На уроке не зевать
А работать и писать!
Здравствуйте дорогие ребята. Уважаемые гости!
Давайте дети хором скажем:
Мы спокойны и добры,
Мы здоровы и бодры
И улыбнемся гостям и друг другу.
- Я вижу у всех прекрасное настроение, так что давайте начнем урок!
– Прежде чем писать, вспомним о посадке и проведем пальчиковую гимнастику:
а) Ладони прижать к столу. Поочерёдно поднимаем пальчики, начиная с мизинца.
б) Игра на пианино.
в) Это пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
II. Минутка чистописания.
На доске плакат.
ссм
Сс
Л
Сж
Б
сс
Хы
с
Ас
рсСчЯ
дсзСфс
- Какую букву мы будем писать сегодня? Она встречается чаще, чем другие. (Буква «С».)
- Вспомните, что строчная буква «с» составляет часть овала и поэтому должна быть округлой. Обведите в воздухе букву «с».
сс с ссс с
ст св си су см сл со
– Запишите число, классная работа.
III. Изучение нового материала.
- Прочтите запись на доске.
река, на, мак, лук, сос, ученик, зу, бы, школа
- Разделите написанное на две группы.
- На какие две группы вы разделили? (В первую группу войдут слоги, во вторую – слова.)
- Запишите в тетрадь только слова. Прочтите, что вы записали (река, мак, ученик, школа, лук). Почему вы считаете, что это слова? (Каждое слово имеет смысл, оно о чем-нибудь нам говорит.)
- Запишите слоги, прочтите, что вы записали (зу, на, сос, бы). Почему вы считаете, что это слоги?
- Ребята, как вы думаете, чем слово отличается от слога? (Слово несет в себе какое-то значение, оно что-нибудь обозначает, а слог нет.)
- Как вы считаете, для чего нужны слоги? (Слоги нужны, чтобы составлять слова.) Составьте из данных слогов слова. Запишите слова, разделив их на слоги (Зу-бы, сос-на).
- Прочтите первое слово по слогам. Сколько слогов в слове?
- Прочтите первый слог, второй.
- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из букв.)
- Разделите слово «ученик» на слоги. Сколько слогов в слове? Из каких букв состоит первый слог? (Первый слог состоит из одной гласной У.)
- Сколько букв во втором слоге? (Во втором слоге две буквы: одна согласная, вторая гласная.)
- Назовите третий слог. (В третьем слоге три буквы: согласная, гласная, согласная.)
- А теперь, давайте, составим звуковую модель этого слова.
- Что общего в трех слогах?
- Правильно, в каждом слове есть гласная. Что вы можете сказать о количестве гласных и слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько и гласных.)
- Посмотрите еще раз на звуковую модель слова. Сколько согласных может быть в слоге? (В слоге может быть одна, две и более согласных. А может быть и ни одной, как в первом слоге.)
- Сегодня мы продолжим упражняться в делении слов на слоги, закрепим ваши умения в определении количества слогов по количеству гласных.
Физкультминутка
Вдох и выдох!
Раз – присели! Два – привстали!
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали
До носка одной рукой.
IV. Закрепление нового материала.
а) Работа по учебнику у доски и в тетрадях (стр. 64, упр. 11).
Упражнение 11.
1. Запиши пары слов по слогам
Образец. 5 б. – страх, са-хар.
2 буквы – ум, ау.
3 буквы – шум, ухо.
4 буквы – горб, горы.
5 букв – взрыв, пауки.
2. Сколько букв в словах каждой пары? А сколько слогов?
3. Почему в словах разное количество слогов?
б) Письмо по слуху.
Запиши слова. Там, где можно, дели их на слоги. Проверка (взаимопроверка).
он, у-сы, горб, го-ры, кость, па-у-ки.
V. Итог урока.
- Ребята, давайте, с вами вспомним, а чем слово отличается от слога? (Слово несет в себе какое-то значение, оно что-нибудь обозначает, а слог нет.)
- Для чего нужны слоги? (Слоги нужны, чтобы составлять слова.)
- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из букв.)
- Как определить сколько в слове слогов? (В слове столько слогов, сколько и гласных.)
- Сколько согласных может быть в слоге? (В слоге может быть одна, две и более согласных. А может быть и ни одной.)
VI. Рефлексия.
«Светофор»:
- зеленый – все получилось, все хорошо;
- желтый – получилось, но не все;
- красный – сегодня пока не получилось, но я буду стараться.