Просмотр содержимого документа
«Склонение имён прилагательных во множественном числе.»
Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности
Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
– Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
Групповая работа. На листах просклоняйте имена прилагательные.
I группа
II группа
III группа
И. п.
Интересный урок
Веселый урок
Содержательный урок
Р. п.
Интересного урока
Веселого урока
Содержательного урока
Д. п.
Интересному уроку
Веселому уроку
Содержательному уроку
В. п.
Интересный урок
Веселый урок
Содержательный урок
Т. п.
Интересным уроком
Веселым уроком
Содержательным уроком
П. п.
Об интересном уроке
О веселом уроке
О содержательном уроке
– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
– А какие окончания? (Одинаковые)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)
Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
Постановка учебной задачи
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
Построение проекта выхода из затруднения
Просклоняем теперь
I вариант – Интересные уроки
II вариант – Веселые перемены
И. п. (какие?)
Интересные уроки
Веселые перемены
Р. п. (каких?)
Интересных уроков
Веселых перемен
Д. п. (каким?)
Интересным урокам
Веселым переменам
В. п. (какие?)
Интересные уроки
Веселые перемены
Т. п. (какими?)
Интересными уроками
Веселыми переменами
П. п. (о каких?)
Об интересных уроках
О веселых переменах
Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.
– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа?
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п. Р. п., П. п. Д. п. Т. п.
ые, ие ых, их ым, им ыми, ими
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)
Первичное закрепление во внешней речи
– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
– Прочитайте правила про себя и вслух.
– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Физминутка
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.
Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).
Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
1.Работа в группах.
Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п
- Достаточно. Проверим по эталону.
- Какая группа выполнила точно так же?
- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
Запишите предложение.
- Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
- Проверьте, у вас также.
- Восстановите запись разбора слова как части речи.
Проверьте у товарища.
Домашнее задание
С 83, упр 251
Рефлексия учебной деятельности
Вспомните тему нашего урока.
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)