Цель урока: продолжить формирование знаний о склонений имен существительных.
Задачи урока:
а) учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
б) исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;
в) путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения, помочь учащимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова.
УУД, формируемые на уроке:
-личностные:развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
Просмотр содержимого документа
«Склонение имен существительных в 4 классе»
Тема: «Склонение имен существительных»
Цель урока: продолжить формирование знаний о склонений имен существительных.
Задачи урока:
а) учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
б) исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;
в) путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова.
УУД, формируемые на уроке:
-личностные:развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
Наглядные пособия: таблички с признаками имя существительного ( одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, несклоняемые, употребляются только в единственном или во множественном числе, женский, мужской и средний род, изменяются по числам и по падежам; табличка - «Три склонения существительных».
Ход урока
ОРН.
– Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться!
О какой части речи говорится в стихотворении?
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся у нас знания об имени существительном.
-Мы продолжаем изучать наш интереснейший, сложнейший родной русский язык.
- На уроке снова его величество - имя существительное. ( На доске открывается карточка) Имя существительное. Мы уже многое знаем об этой части речи. Назовите все постоянные и изменяемые признаки. Учитель открывает соответствующие карточки.( На доске наглядно представлено всё, что назвали дети.)
Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.Слайд 2. (презентация - приложение 1)
(ответы детей).
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
2. Постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)
- Разделите имена существительные на группы.
- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию. Слайд 4 (презентация-приложение1).
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Слайд 4 (презентация –приложение1).
- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) Электронная таблица (приложение3).
Первичное закрепление.
а) Выполнение тренажера. ( приложение 2)
б) Фронтальная работа.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).
Динамическая пауза.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-правую ногу к груди.
А) Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (баран)
Б) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (белка)
В) Заверчу, закружу,
В небеса улечу (вертолет)
Г) Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет (гармонь)
Д) Никого не обижает,
А её все толкают (дверь)
Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам подходит. Прочитайте задание. Слайд 5. (презентация – приложение 1)
Работа проходит на три уровня.
Проверка.
- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)
Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)
Слайд 6 (презентация – приложение 1)
- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?
Итог урока.
Учитель включает экран с началом различных фраз, которые дети должны продолжить: