kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

2 - е склонение имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 4 класс

Тема: 2-е склонение имен существительных

Тип урока: урок изучения нового материала.

 Цель урока: познакомить с признаками имен существительных 2 - го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 2 - го склонения.

 

Планируемые результаты: 2-е склонение имен существительных

Предметные результаты: знание, что нужно сделать, чтобы определить 2 - склонение существительных.

Умение: выделять изученные части в слове., определять

Навык: Выделение изученных орфограмм.

 

Универсальные учебные действия: Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

 

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Основное содержание темы, понятие и термины: Суффикс, как значимая часть слова, лексическое значение суффиксов, алгоритм нахождения суффикса в слове.

 

Образовательные ресурсы: Учебник "Русский язык" 4 кл., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки "Работа по группам",  карточки "Тест", карточки "Лист самооценки".

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1.  Настрой на позитивную работу (мотивация успеха)

        Улыбнитесь друг другу, мне, нашей гостье. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Что ещё может делать улыбка? (Дарит  хорошее  настроение, радость).

 -Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).

            -Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!

 

2)  Чистописание=========================================

 

      -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).

 

Минутка чистописания

 

      -Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого буквы свои, в написании которых вы допустили ошибки

.

-Обратите внимание на наклон, высоту и ширину букв. Пропишите.

 

      -Не забывайте о правилах посадки

 

3) Словарная работа============================

Загадка

Знает все луга и почвы,

и про севооборот,

он расскажет днём и ночью

где и что в полях растёт.

Лучший мастер в деле том.

Это, дети……. (агроном)

 

-Напишите слово под диктовку.

-Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный?

-Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

-Придумайте предложение с этим словом.

-Запишите с комментированием. Подчеркните орфограмму в слове агроном.

 

II. Актуализация знаний.

 

-Представьте  себе, что вы устроились удобно в кресле, приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите: 

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под  снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф. И. Тютчев.

- Что  вы почувствовали, представили?

-Не показалось ли вам, что мы оказались в зимнем лесу?

- Оказывается, в зимнем лесу  можно побывать, не выходя из класса, только этого нужно сильно захотеть  (появляется слово на доске) и приложить …. (ответы детей)

На доске:  картина, фантазия, желание, захотеть.

- Какое слово « лишнее»? Почему?

-Расскажите, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера на доске)

 

 

-Ребята, посмотрите внимательно ещё раз на эти слова и скажите какое слово здесь лишнее и почему?

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

III. Самоопределение к деятельности

На доске  слова:

вода                            конь

Юра                             небо

земля                          море

дядя                            стол

 

- Прочитайте слова, найдите в них общее(имена сущ-е в ед. числе, им. п.)

  •  

Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я.(вода, земля)

Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(Юра, дядя)

Прочитайте существительные мужского рода с нулевым окончанием (стол, конь)

Назовите существительные среднего рода ( небо, море)

- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

- С помощью рода и окончания можно определить склонение.

-Как вы думаете к какому склонению они относятся?

-Сформулируйте тему урока. "2-е склонение имен существительных"

-Проверьте свое предположение. Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 93

-Запишите тему урока в тетрадь.

IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику с. 93, упр. 162

-Прочитайте пары слов.

-Чем похожи слова каждой пары? (это однокоренные слова)

-Чем они отличаются? (они разного рода)

-Выполните письменное задание к упражнению.

(Комментированное письмо)

-У каких сущ-х нулевое окончание? (у сущ-х м.р.)

-Прочитайте материал рубрики "Обрати внимание"

-Какие сущ-е мы записали при выполнении упражнения? (Сущ-е 2 склонения)

стр.93, упр. 163

Рассмотрите образец.

-Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (это сущ-е среднего рода, в единств. ч., 2 склонения)

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Работа с учебником.  с.94, упр. 164

2)Работа по группам

Выпишите имена существительные: 1-группа - 1 го склонения, 2 - группа - 2 го склонения.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, крапива, огород, молоток, машина, календарь, ворона, дятел, корабль, окно, зеркало, сумка, воскресенье, няня, песня, пчела, дедушка.

-Докажите свой ответ.

 

VII. Рефлексия

работа по карточкам

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

 Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, вред - польза.

(Взаимопроверка. Обмен тетрадями)

У вас на парте есть "Лист самооценки". Заполните его.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Поставьте отметки на оценочной шкале.

            1) Оцени насколько тебе понравился урок.

                        1   2   3   4   5

            2) Насколько вы научились определять 2 - е склонение  имен существительных.

                        1   2   3   4   5

-На полях покажите свое настроение по окончанию нашего урока.

VIII. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке сегодня?

-Как определить имена сущ-е 2 склонения?

Д/з.  с. 93, правило, с. 94, упр.165

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«2 - е склонение имен существительных»

Урок русского языка 4 класс

Тема: 2-е склонение имен существительных

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить с признаками имен существительных 2 - го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 2 - го склонения.



Планируемые результаты: 2-е склонение имен существительных

Предметные результаты: знание, что нужно сделать, чтобы определить 2 - склонение существительных..

Умение: выделять изученные части в слове., определять

Навык: Выделение изученных орфограмм.



Универсальные учебные действия: Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.



Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.



Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Основное содержание темы, понятие и термины: Суффикс, как значимая часть слова, лексическое значение суффиксов, алгоритм нахождения суффикса в слове.



Образовательные ресурсы: Учебник "Русский язык" 4 кл., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки "Работа по группам", карточки "Тест", карточки "Лист самооценки".











Ход урока

I. Организационный момент.

1. Настрой на позитивную работу (мотивация успеха)

Улыбнитесь друг другу, мне, нашей гостье. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость).

-Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).



-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!



2) Чистописание=========================================



-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).




Минутка чистописания



-Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого буквы свои, в написании которых вы допустили ошибки

.

-Обратите внимание на наклон, высоту и ширину букв. Пропишите.



-Не забывайте о правилах посадки



3) Словарная работа============================

Загадка

Знает все луга и почвы,

и про севооборот,

он расскажет днём и ночью

где и что в полях растёт.

Лучший мастер в деле том.

Это, дети……. (агроном)





-Напишите слово под диктовку.

-Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный?

-Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

-Придумайте предложение с этим словом.

-Запишите с комментированием. Подчеркните орфограмму в слове агроном.



II. Актуализация знаний.



-Представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф. И. Тютчев.

- Что вы почувствовали, представили?

-Не показалось ли вам, что мы оказались в зимнем лесу?

- Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса, только этого нужно сильно захотеть (появляется слово на доске) и приложить ….. (ответы детей)

На доске: картина, фантазия, желание, захотеть.

- Какое слово « лишнее»? Почему?

-Расскажите, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера на доске)


род

число



существительное



склонение

Часть речи

падеж



1 склонение

Ж.р – а, -я

М.р. – а, -я



3 склонение

ж.р. –



2 склонение

с.р – о, -е

М.р. –



Кто? Что?



-Ребята, посмотрите внимательно ещё раз на эти слова и скажите какое слово здесь лишнее и почему?

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

III. Самоопределение к деятельности

На доске слова:

вода конь

Юра небо

земля море

дядя стол



- Прочитайте слова, найдите в них общее(имена сущ-е в ед. числе, им. п.)

Давайте разделим эти слова на 2 группы

Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я.(вода, земля)

Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(Юра, дядя)



Прочитайте существительные мужского рода с нулевым окончанием (стол, конь)

Назовите существительные среднего рода ( небо, море)





- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

- С помощью рода и окончания можно определить склонение.

-Как вы думаете к какому склонению они относятся?



-Сформулируйте тему урока. "2-е склонение имен существительных"

-Проверьте свое предположение. Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 93

-Запишите тему урока в тетрадь.



IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику с. 93, упр. 162

-Прочитайте пары слов.

--Чем похожи слова каждой пары? (это однокоренные слова)

-Чем они отличаются? (они разного рода)

--Выполните письменное задание к упражнению.

(Комментированное письмо)

-У каких сущ-х нулевое окончание? (у сущ-х м.р.)

-Прочитайте материал рубрики "Обрати внимание"

-Какие сущ-е мы записали при выполнении упражнения? (Сущ-е 2 склонения)

стр.93, упр. 163

Рассмотрите образец.

-Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (это сущ-е среднего рода, в единств. ч., 2 склонения)

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Работа с учебником. с.94, упр. 164



2)Работа по группам

Выпишите имена существительные: 1-группа - 1 го склонения, 2 - группа - 2 го склонения.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, крапива, огород, молоток, машина, календарь, ворона, дятел, корабль, окно, зеркало, сумка, воскресенье, няня, песня, пчела, дедушка.

-Докажите свой ответ.



VII. Рефлексия

работа по карточкам

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, вред - польза.

(Взаимопроверка. Обмен тетрадями)

У вас на парте есть "Лист самооценки". Заполните его.



ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Поставьте отметки на оценочной шкале.

1) Оцени насколько тебе понравился урок.

1 2 3 4 5

2) Насколько вы научились определять 2 - е склонение имен существительных.

1 2 3 4 5

-На полях покажите свое настроение по окончанию нашего урока.



VIII. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке сегодня?

-Как определить имена сущ-е 2 склонения?

Д/з. с. 93, правило, с. 94, упр.165





































































































Выпишите имена существительные 1 - го склонения.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, крапива, огород, молоток, машина, календарь, ворона, дятел, корабль, окно, зеркало, сумка, воскресенье, няня, песня, пчела, дедушка.











Выпишите имена существительные 2 - го склонения.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, крапива, огород, молоток, машина, календарь, ворона, дятел, корабль, окно, зеркало, сумка, воскресенье, няня, песня, пчела, дедушка.













КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.

КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.







КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.









КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.



КАРТОЧКА

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 2 - го склонения.

Тишина - шум, тоска - веселье, война - мир, работа - отдых, прощание - встреча, свет - темнота, бедность - богатство, быль - сказка, вред - польза.






























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
2 - е склонение имен существительных

Автор: Семиохина Елена Анатольевна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных в косвенной форме""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieuprazhnieniievopriedielieniisklonieniiaimiensushchiestvitielnykhvkosviennoiformie"
    ["file_id"] => string(6) "263822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449596308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок на тему: "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-na-tiemu-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "127645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415353912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokaporusskomuiazykutrisklonieniiaimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "271514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451565870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по русскому языку на тему «Третье склонение имен существительных.» "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "140596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417971052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства