kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Склонение прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я прошла  урок по русскому языку.Урок прошёл очень успешно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Склонение прилагательных»

город Шымкент

Медицинский колледж «Авиценна»

Преподаватель русского языка и литературы

Каманова Рабига Асиловна



Тема: « Склонение имён прилагательных »

Тип занятия: Урок-повторение

Методика проведения: объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый

Время занятия: практическое ( 2х часовое) 90 минут

Цели занятия:

Образовательная: обобщить знания об имени прилагательном ,дать

понятие о склонении имён прилагательных, учить

склонять имена прилагательные ,формировать навыки

правописания падежных окончаний имён

прилагательных.



Студент должен знать: что такое склонение имён прилагательных?; как

изменяются прилагательные муж.р. жен.р. и среднего

рода; какие падежные окончания имеют имена

прилагательные.

Студент должен уметь: склонять имена прилагательных мужского рода,

женского рода и среднего рода; правильно писать

падежные окончания прилагательных муж.рода,

и сред.рода.

Воспитательная: воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение

к русскому языку,чувства коллективного

сопереживания и сотрудничества, сплоченности,

культуру общения и поведения, прививать

любовь к Родине.



Развивающая: развивать умение точно употреблять имена прилагательные

в устной и письменной речи,анализировать мыслительную

деятельность студентов,развивать разговорную речь,логическое

мышление,память способности учащихся,самостоятельность.



Межпредметные и внутрипредметные связи

Межпредметная связь: русская литература,казахский язык,история.

Внутрипредметная связь: «Морфология», «Синтаксис».

Оснащение занятия: таблицы , опорные схемы, мультимединый проектор,

карточки.

Структура занятия

  1. Организационный момент 5 минут

Психологический настрой к занятию.Приветствие.

Проверка посещаемости студентов.

Проверка санитарного состояния аудитории.

Проверка внешнего вида студентов.

Объявление темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала 25 минут

1.Что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы отвечает?

( Имя прилагательное-это самостоятельная часть речи,которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Например: интересная книга,красивый дом).

2. Как изменяются имена прилагательные?

( Имена прилагательные изменяются по родам,числам и падежам ).

3. От чего зависит род,число,падеж прилагательных?

( Род,число и падеж прилагательных зависит от существительных).

4. Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательное?

( В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми и согласуются с существительными в роде,числе и падеже).

5. На какие разряды делится по значению имя прилагательное?

( По значению выделяются три разряда прилагательных качественные, относительные,притяжательные).

6. Что обозначают качественные прилагательные?

( Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета:

по величине ( огромный,маленький)

по возрасту ( юный, старый)

по цвету ( чёрный, красный)

по весу ( легкий, тяжёлый)

по внешнему виду ( красивый, стройный)

по внутренним качествам ( добрый, злой, ленивый)).



7. Что обозначают относительные прилагательные?

( Относительные прилагательные обозначают материал,из которого сделан предмет (деревянная ложка), указывают на признак предмета по месту ( Карагандинский уголь),по времени его существования (летний вечер, ночное дежурство),по назначению предмета ( спортивный костюм)).

8. Что обозначают притяжательные прилагательные?

( Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (отцов дом, папино письмо, заячий хвост) они отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?).

Притяжательные прилагательные имеют суффиксы: -ин,-ын,-ов,-ев,-ий,-й.



качественные относительные притяжательные

высокий дом железный стол птичий голос

белое платье золотые часы заячий хвост

молодой человек школьный дневник верблюжий щерсть

чёрные брюки летний дождь мамино пальто





  1. Изложение нового материала 30 минут

План: 1) обобщить знания об имени прилагательном

2) дать понятие о склонении имён прилагательных

3) научить склонять имена прилагательные .



Слово учителя: Имена прилагательные изменяются по родам,числам и падежам.Значит,имеют три рода мужской род, женский род, средний род, два числа единственное и множественное и шесть падежей.



При склонении женского рода в родительном,дательном,творительном и предложном падежах единственного числа имеют окончание -ой;-ей; а в винительном падеже имеют окончание –ую;-юю;. Например: женского рода

Им.п. (какая?) солнечная система

Р.п. (какой?) без солнечной системы

Д.п. (какой?) к солнечной системе

В.п. (какую?) солнечную систему

Т.п (какой?) солнечной системой

П.п. ( о какой?) о солнечной системе



Окончания прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают во всех падежах,кроме именительного и винительного падежа

Например: муж.род _______________ средний род

Им.п. основной метод основное понятие

Р.п. без основного метода основного понятия

Д.п. к основному методу основному понятию

В.п. основной метод основное понятие

Т.п. основным методом основным понятием

П.п. об основном методе об основном понятии



Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.

жен.род муж.род ср.род

И.п. хитрая лиса голодный волк длинное ухо

Р.п. хитрой лисы голодного волка длинного уха

Д.п. хитрой лисе голодному волку длинному уху

В.п. хитрую лису голодного волка длинное ухо

Т.п. хитрой лисой голодным волком длинным ухом

П.п. хитрой лисе голодном волке длинном ухе



  1. Закрепление

Работа по учебнику У.А. Жанпеисовой, упражнение 126, стр.91.

Русский язык 10 класс

Гениальн ученый (муж.род)

Любознательн студентка (жен.род)

Талантлив физик ( муж.род

Авторитетн имя ( средний род)

Старательн ученица (жен.род)

Трудолюбив мальчик (муж.род)



« Работа по карточкам» ,просклонять прилагательные медицинская сестра, профессиональный врач в составе словосочетаний.

И.п. медицинская сестра профессиональный врач

Р.п. медицинской сестры профессионального врача

Д.п. медицинской сестре профессиональному врачу

В.п. медицинскую сестру профессионального врача

Т.п. медицинской сестрой профессиональным врачом

П.п. о медицинской сестре о профессиональном враче

Просклоняйте имена прилагательные с твердой основой в словосочетаниях особый интерес,и с мягкой основой-синий цвет

И.п. особый интерес_________________синий цвет

Р.п. особого интереса_______________синего цвета

Д.п. особому интересу_______________синему цвету

В.п. особый интерес_________________синий цвет

Т.п. особым интересом______________синим цветом

П.п. об особом интересе_____________о синем цвете





Прочитайте словосочетания и переведите на казахский язык.

дождливый день-жаңбырлы күн

тёмная ночь-қараңғы түн

ясное небо- ашық аспан

холодные дни-суық күндер





Вывод: учащиеся делают вывод,что в родном языке прилагательные не изменяются.

Задание 4.

Укажите прилагательные. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.

Вечерний,летний, Дождь,дорога, солнце, трава, лес, листья, ветер, вид

весенний, спорта, одежда, шапка, цветы, грибы, вечер, утро,

осенний,зимний день, гром, гроза, закат, наводнение.





Игра « Разведчик » (самостоятельно)

На экране мы видим три столбика слов.В каждом из этих столбиков лишнее слово. Нужно записать слова без лишнего слова.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

веселый сладкая тяжелое

тетрадь белая красивое

кислый рисует зелёное

холодный интересная туча





Задание 6. Найдём прилагательные. С.Есенин

Берёза

Белая берёза И стоит берёза,

Под моим окном В сонной тишине,

Принакрылась снегом, И горят снежники

Точно серебром В золотом огне.

На пушистых ветках А заря, лениво

Снежною каймой Обходя кругом,

Распустились кисти Обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.



Для закрепления изученного материала,я хочу провести тестовые задания по теме «Имя прилагательное »

  1. Укажите качественное прилагательное

А) малиновое варенье

В) картинная галерея

С) янтарное украшение

D) лисья нора

Е) янтарный блеск



  1. Найдите относительное прилагательное

А) папин костюм

В) золотой характер

С) березовый лес

D) темный цвет

Е) высокий дом



  1. Правильный вариант пропущенных окончаний имен прилагательных: в дремуч… лесу, в морозн… зимн… ночь, из высок… здания, без свеж… воздуха, по колюч… кустарнику.

А) ем,ую,яю, ого, его, иму

В) ем, ую, юю, ого, ева, иму

С) ем, ую, юю, ого, его, ему

D) им, ую, юю,ого, его, ему

Е) ем, ую, юю,его, его, ему



5) Подведение итогов.

- Как изменяется имена прилагательные?

-Как определить род имени прилагательного?

-Как определить падеж имени прилагательного?

-Что было на занятии самым интересным?

-Самым трудным?

-Чего вы достигли?

-Что нового узнали?





Выводы занятии: В разнообразие нашего мира передается с помощью имён прилагательных.Именно они способны сделать нашу речь живописной.Без них речь бедна и невыразительна.Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки-становится серым, однообразным.

Лев Успенский сказал,что « Имя существительное- хлеб русского языка». А что же тогда имя прилагательное? Велика роль прилагательных в художественной литературе,они широко используется при создании портретных характеристик героев,при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.



Заключительное слово учителя.

Это действительно так.Ученые установили, что по количеству употребляемым в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имён существительных и глаголов.Они помогают раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение.

Сегодня,на занятии мы обобщили и закрепили знания об имени прилагательном, вспомнили как определить род прилагательных, и научились определять склонение и падеж прилагательных.



Выставление оценок.



  1. Домашнее задание. Упр 138, стр 95. У.А.Жанпеисова ,Ш.Т.Кожакеева Русский язык 10 класс



Хронокарта занятия

Наименование раздела урока

теоретическое,практическое занятие 2х часовое-90 минут

1

Организационный момент

5 минут

2

Повторение пройденного материала

25 минут

3

Изложение нового материала

30 минут

4

Закрепление нового материала

20 минут

5

Подведение итогов занятия

5 минут

6

Задание на дом

5 минут


Итого

90 минут





Список используемой литературы

1.Русский язык.Алматы 2001 г. Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А.

2.Русский язык. Алматы « Мектеп » 2014г. У.А.Жанпейс , А.А. Майбалаева

3. Русский язык «Шың». Гумарова А.А. Алматы 2009г.

4.Пособие для учителей-словесников 2005г.

Уроки речевого развития. Е.В. Любичева, Л.И. Болдырева.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Склонение прилагательных

Автор: Каманова Рабига Асиловна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "План урока, презентация, проектный лист к уроку "Склонение прилагательных единственного числа. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(119) "plan-uroka-priezientatsiia-proiektnyi-list-k-uroku-sklonieniie-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402776467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Склонение прилагательных во множественном числе "
    ["seo_title"] => string(57) "sklonieniie-prilaghatiel-nykh-vo-mnozhiestviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "180115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425126245"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Склонение прилагательных во множественном числе, 4класс."
    ["seo_title"] => string(64) "sklonieniie-prilaghatiel-nykh-vo-mnozhiestviennom-chislie-4klass"
    ["file_id"] => string(6) "287398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454487276"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Сильное склонение прилагательных в немецком языке"
    ["seo_title"] => string(53) "silnoiesklonieniieprilaghatielnykhvniemietskomiazykie"
    ["file_id"] => string(6) "265620"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450002395"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Склонение прилагательных в немецком языке"
    ["seo_title"] => string(46) "sklonieniieprilaghatielnykhvniemietskomiazykie"
    ["file_id"] => string(6) "290454"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454952999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства