Организационный момент | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - На столах у каждого из вас лежит рабочий лист, на котором вы будете выполнять все задания урока. Подпишите ваши имена и фамилии. Поставьте сегодняшнюю дату: 16.01.2015 | Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Самоопределение к учебной деятельности. Постановка темы и цели урока | 6 | Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока | 1. Просмотр видеосюжета о НН. Слайд 1 Организует диалог с обучающимися при анализе содержания видеосюжета. У. Ребята, скажите, пожалуйста, вы узнали, какому городу посвящен этот видеосюжет? (НН) - Как вы определили, что именно этот город? (по достопримечательностям) -Вы, как юные жители этого города, многое можете о нем сказать. -Давайте опишем наш город одним словом. Какой он? Слайд 2 Составление кластера «НН» (богатый, красивый, великий…) (Учитель составляет на доске кластер (создает 1 лист (титульный) буклета, не говоря детям пока о создании буклета). - Какую часть речи вы использовали при описании своего города? (имя прилагательное). Звуковой сигнал!!! Слайд 3 У. Нам пришло письмо. Пишет его мальчик по имени Пауль. Он из города – побратима НН - Эссена из Германии. Давайте его прочитаем. Уважаемые ребята! Я изучаю русский язык и хочу ближе познакомиться с вашей страной. Я узнал о том, что во многих городах России, в том числе и в вашем красивом городе в 2018 году произойдет событие всемирного масштаба – Чемпионат мира по футболу. В связи с этим, я хотел бы поближе познакомиться с Вашим городом, узнать об истории, культурнай и спортивнай жизни Нижнего Новгорода. Возможно, Ваша информация помогла бы мне спланировать свою туристическую поездку и установить дружеские контакты с вами. Надеюсь на продолжение наших дружеских отношений. Вы уже заметили, что Пауль допустил несколько ошибок в письме, но русский язык - трудный язык в изучении для иностранцев. - Скажите, ребята, а в каких словах мальчик Пауль допустил ошибки? Определите часть речи, часть слова. (Все ошибки допущены в окончаниях прилагательных). Глядя на ошибки в этих предложениях, предположите, как будет называться тема нашего урока? Слайд 4(Склонение полных прилагательных или Правописание безударных окончаний имен прилагательных). Сформулируйте цель нашего урока (научиться писать правильно окончания прилагательных) | Просматривают видеосюжет, отвечают на вопросы учителя, описывают Нижний Новгород одним словом - именем прилагательным, составляют кластер. Читают письмо, находят в нем ошибки в употреблении прилагательных, отвечают на вопросы учителя Предлагают свои варианты, формулируют тему и цель урока | Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, использовать знаково-символические средства (кластер) для решения задач Коммуникативные: Отвечать на вопросы, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью |
Актуализация учебных действий. | 8 | Актуализация опорных знаний о понятиях, входящих в раздел «Имя прилагательное» | У. Прием « Верите ли вы?» Слайд 5. Я даю утверждение, если вы согласны с ним, то ставите «+», если не согласны «-». Верите ли вы, что имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Чей? Верите ли вы, что имя прилагательное обозначает действие предмета? Верите ли вы, что имя прилагательное в предложении является только сказуемым? Верите ли вы, что имя прилагательное изменяется по родам, числам и временам? Верите ли вы, что имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с существительным? Проверка. Слайд 6 Соотнесите ваши результаты с ответами на доске. + - - - + -Но чтобы правильно писать имена прилагательные, необходимо знать окончания склонений прилагательных. Слайд 7. Но это не так-то просто. Можно допустить много ошибок. -Видите, как их много. Как же их запомнить? | Мужской род | Средний род | Женский род | Мн.число | И.п | ОЙ, ЫЙ, ИЙ | ОЕ, ЕЕ | АЯ, ЯЯ | ЫЕ, ИЕ | Р.п | ОГО, ЕГО | ОГО, ЕГО | ОЙ, ЕЙ | ЫХ, ИХ | Д.п | ОМУ, ЕМУ | ОМУ, ЕМУ | ОЙ, ЕЙ | ЫМ, ИМ | В.п | ОЙ, ЫЙ, ИЙ ОГО, ЕГО | ОЕ, ЕЕ | УЮ, ЮЮ | ЫЕ, ИЕ ЫХ, ИХ | Т.п | ЫМ, ИМ | ЫМ, ИМ | ОЙ, ЕЙ | ЫМИ, ИМИ | П.п | ОМ, ЕМ | ОМ, ЕМ | ОЙ, ЕЙ | ЫХ, ИХ | Есть простое решение – необходимо вспомнить алгоритм определения безударного окончания имени прилагательного: Слайд 8. Ученики читают алгоритм. 1 шаг Найти существительное, от которого зависит прилагательное 2 шаг От этого существительного задать вопрос к прилагательному 3 шаг Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у прилагательного. Я вас прошу исправить ошибки мальчика Пауля в письме (Задание №1), применяя этот алгоритм. Слайд 9. (1ученик работает у доски на экране с проговариванием алгоритма, остальные - на рабочем листе) -Ребята, отвечая на письмо Пауля, с какими достопримечательностями мы посоветуем ему познакомиться в нашем городе? Вспомните видеосюжет. (Кремль, Нижегородская Ярмарка, ул. Рождественская, ул.Б.Покровская, р. Ока, р. Волга) Учитель: но чтобы наш ответ Паулю был грамотным, необходима тренировка в применении данного алгоритма. -Прошу Вас выполнить следующее задание №2: Допишите окончания прилагательных в словосочетаниях. В древн… Кремле, у гигантск… лестницы, из нижегородск… цирка, к историческ… памятникам,с соседн… сооружениями, Взаимопроверка. Проверьте правильность написания работы одноклассника с ключом к заданию на доске. Если нашли ошибку, зачеркиваете и наверху пишете правильный вариант. Слайд 10. Слайд 11.Оцените работу одноклассника по следующим критериям: 0 ошибок – 5 1-2 ошибки - 4 3-4 ошибки – 3 5 и больше – надо тренироваться! | Критически оценивают истинность утверждения учителя Исправляют ошибки в письме мальчика, применяя алгоритм Дописывают окончания прилагательных, применяя алгоритм Учащиеся обмениваются рабочими листами, проверяют правильность выполнения задания | Предметные: Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательных Познавательные: понимать информацию, представленную в схематической форме (таблица) Предметные: умение использовать алгоритм при определении безударного окончания имени прилагательного Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действия |
5.Применение изученных знаний и способов действий в новой ситуации | 5-7 | Применение знаний по теме урока в нестандартной ситуации при создании макета туристического буклета | Учитель организует деятельность учащихся по применению изученных знаний и способов действий в новой ситуации в группах. У. Как мы можем помочь Паулю? Я предлагаю вам сейчас сделать макет туристического буклета о нашем городе). Слайд 13. Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа будет работать над созданием своей странички буклета. Причем обратите внимание, 1 титульная страничка у нас уже имеется. Я ее немного доделаю, пока вы работаете. У вас на столах – страница буклета, текст об одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода, иллюстрации, клей, фломастеры. Сначала вы работаете с текстом, вставляя подходящие по смыслу прилагательные, затем вам необходимо оформить вашу страницу буклета, используя иллюстрации. Критерии оформления туристического буклета: -оригинальный, -красочный, -информативный; -грамотный; -аккуратный. Итак, начинаем работать в группах, используя словарики прилагательных. Учитель: -Ребята, предлагаю вам представить результат работы своей части макета «Туристический буклет г.Н.Н.) (Каждая группа представляет страничку) Все страницы представляются на доске в виде одного целого буклета. Слайд 14. | Обучающиеся работают с текстом в группах, вставляя в него подходящие по смыслу прилагательные | Коммуникативные: аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: самостоятельное применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации |
6. Подведение итогов урока. | 3 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | -Какая часть речи помогла сделать наши ваши страницы интересными, яркими? (имена прилагательные). -С помощью чего мы можем определить или проверить окончание имени прилагательного? (с помощью алгоритма) Давайте проверим, как вы его запомнили. Слайд 15. Давайте поиграем. Я называю существительное, а вы к нему прилагательное. Затем просклоняем получившееся словосочетание. -Вспомните цель урока. Достигли мы ее? | Осознание каждым учащимся степени овладения умением определять окончание имени прилагательного | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения |
7. Самооценка. Контроль и оценка учителем | 3 | Осознание каждым учащимся успешности учебной деятельности. | Организация самооценки -«Ребята, вам понравился наш буклет? Понравилось ли работать в группе? Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Рефлекторный экран 1) У меня получилось… 2) Я научился… 3) Больше всего мне понравилось… Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Слайд 16. | Учащиеся осуществляют самооценку своей работы на уроке, используя прием рефлексии деятельности | Регулятивные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |