4) Актуализация опорных знаний. | – Отгадаете загадки – узнаете новое словарное слово. 1. Этот зверь какой-то странный: Шея, как стрела у крана, Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится… (Жираф.) 2. Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик.) 3. Зимой спит, летом – ульи ворошит. (Медведь.) 4. Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. (Лошадь.) 5. В одежде богатой, а сам слеповатый, Живёт без оконца, Не видывал солнца. (Крот.) 6. Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. (Олень.) 7. Не прядёт, ткёт, А людей одевает. (Овца.) 8. Из куста шипуля, за ногу тянуля. (Змея.) - Животное – живое существо, кроме человека. Насекомое, рыбы, птицы, звери – это животные. |
5) Работа по новой теме. | В грамматике русского языка выделяется шесть падежей имён существительных. Падеж — это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам. (слайд 2) Знакомство с правилом. Именительный падеж. Отвечает на вопрос - кто? что? Существительное в предложении чаще всего является подлежащим. Это главный член предложения, который называет того, о ком (или о чем) говорится в предложении. Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными. Падеж я самый главный, Служу я вам исправно. Кто действует? Кто главный? Кто главный, тот герой! Всегда я - подлежащее, К успеху приводящее. Но только как зовут меня, Не помню я порой. Напомните название – И подружусь я с вами. Родительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? чего? Для определения родительного падежа, к существительному необходимо добавить слово «НЕТ», при этом существительное не изменяется (нет (чего?) солнышка, нет (чего?) радости, нет (кого?) друга, нет (кого?) тети). С родительным падежом употребляются предлоги – у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для. Кого же нет? Я очень беспокоюсь. Чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите! Дательный падеж. Отвечает на вопросы - кому? чему? Для определения дательного падежа, необходимо к существительному добавить слово «ДАЮ» (даю (кому?) Маше, даю (кому?) мужу, даю (кому?) котику). Я – щедрый удивительный И самый расточительный! Я всех всегда благодарю… И всем дарю, дарю, дарю! Собаке – кость! А стенке – гвоздь! А Васе, Маше, Леше, Пете Дарю по сказочной конфете! Скорее помогите! И как зовут, скажите! Винительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? что? Для определения винительного падежа нужно добавить к существительному слово «ВИНЮ» (в значении «обвиняю») или «ВИЖУ» (виню (кого?) администратора, вижу (кого?) жирафа, вижу (что?) кинотеатр. С винительным падежом употребляются предлоги: в, на, за, под, через, про. Люблю я всех пинать И многих обвинять. Я обвиню погоду – не вовремя с дождями; Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями. Кого винить, мне видно сразу! Пусть каждый здесь запомнит эту фразу. Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну, скорей скажите, Как меня зовут? Творительный падеж. Отвечает на вопросы - кем? чем? У творительного падежа слово-помощник «ТВОРЮ» (поехать за (кем?) щенком, творю (чем?) карандашом, притворяюсь (кем?) приведением. С творительным падежом употребляются предлоги: за, над, под, с, перед. А я – умелец и творец, Художник, композитор и певец! Один волнует лишь меня момент: Чем мне творить? Скорее дайте инструмент! Чем мне творить? Смычком, резцом, умением… Чем мне довольным быть? Хорошим настроением! Но не весел нынче я – Имя позабыл, друзья! Предложный падеж. Отвечает на вопросы - о ком? о чем? Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом. Слово-помощник «ДУМАЮ» или «МЕЧТАЮ» (думать (о чем?) о чуде, мечтаю (о ком?) о попугае, думаю (где? в чем?) в кабинете). С предложным падежом употребляются предлоги: о, об, в, во, на, при. 1-е склонение Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями «-а», «-я» (зима, линия, тетя, малина). Существительные 1-го склонения, оканчивающиеся на «-ия» (армия, симфония) в дательном и предложном падеже единственного числа имеют окончание «-и», как существительные 3-го склонения (к армии, об арии). Следует помнить, это правило не распространяется на существительные оканчивающиеся на «-ья» (Марья, лгунья – к Марье, о Марье, к лгунье, о лгунье). 2 склонение Существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом, планетарий). Все существительные с окончаниями «-о», «-е» (подмастерье, волчище – мужской род; поле, зерно, окно – средний род). Существительные 2-го склонения, оканчивающиеся на «-ий», «-ие» (радий, планетарий, решение, сознание) – в предложном падеже единственного числа имеют окончание «-и», как существительные 3-го склонения (о планетарии, о решении, о здании). Следует помнить, это правило не распространяется на существительные оканчивающиеся на «-ей», «-ай», «-ьё» (воробей, рай, житьё – о воробье, о рае, о житии). 3 склонение Существительные женского рода с нулевым окончанием (мать, дочь, ночь, рожь). В случае, когда существительное не имеет формы единственного числа, оно не относится ни к одному из типов склонения. Не имеют склонения неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ). Их число и падеж можно определяется в словосочетаниях и предложениях по вопросу (Она пришла (в ком? в чём?) в пальто – ед. ч., п. п.). Знакомство с правилом в учебнике. Выполняют упражнение 167 на стр. 59. |