kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Склонение имен существительных по падежам в единственном числе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Максаты: Цели занятия: Objectives:

  • Бiлiмдiк: Образовательная: educational: Дать понятие о трех типах склонения имен существительных. Научить   распознавать тип склонения по окончанию.
  • Дамытушылык: Развивающая: Developing: Развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память. Продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
  • Тарбиелiк: Воспитывающая: Bringingup:  Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку. Развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Склонение имен существительных по падежам в единственном числе. »

Сабактын жоспары:

Поурочный план:

The plan of the lesson:

Сабақ; Урок: 45

Кунi: Дата: Date: 27.11

Пан: Предмет: Subject: Русский язык.

Сабактын такырыбы: Тема занятия: Theme: Склонение имен существительных по падежам в единственном числе.

Максаты: Цели занятия: Objectives:

  • Бiлiмдiк: Образовательная: educational: Дать понятие о трех типах склонения имен существительных. Научить распознавать тип склонения по окончанию.

  • Дамытушылык: Развивающая: Developing: Развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память. Продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.

  • Тарбиелiк: Воспитывающая: Bringingup: Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку. Развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.

Корнекi куралдар: Оборудование: Resources: ТСО компьютер (презентация), наглядность на доску.

Сабактын барысы: План занятия: Plan:

1. Организационный момент. Психологический настрой.

2. Каллиграфическая минутка (чистописание).

3. Физкультминутка.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Работа по новой теме.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление.

8. Рефлексия.

9. Итог. Оценивание.

Ход урока.

1) Организационный момент.

  • Психологический настрой:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнём урок письма.

- Ребята. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Посмотрите на них и скажите: “Какие цвета у карточек?” Возьмите ту карточку, которая соответствует вашему настроению, и покажите классу.

- У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место.

Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

2) Физкультминутка.

Разминка «Улыбка».

Ваши пальцы все проснуться.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд.
Быть здоровыми хотят!

3) Каллиграфическая минутка (чистописание).

  • Чистописание.

Дети пишут число, классная работа с комментированием.

Двадцать второе ноября.

Классная работа.

(проверьте правильность написания)

Затем прописывают чистописание.

Самооценивание.

Заполнение листа оценивания.

ФИ


5

4

3

2

комментарии


Минутка чистописания







Словарная работа







Работа в парах.







Работа в группах.







4) Актуализация опорных знаний.

  • Словарная работа:

– Отгадаете загадки – узнаете новое словарное слово.

1. Этот зверь какой-то странный:

Шея, как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится… (Жираф.)

2. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик.)

3. Зимой спит, летом – ульи ворошит. (Медведь.)

4. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

5. В одежде богатой, а сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал солнца. (Крот.)

6. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень.)

7. Не прядёт, ткёт,

А людей одевает. (Овца.)

8. Из куста шипуля, за ногу тянуля. (Змея.)

- Животное – живое существо, кроме человека. Насекомое, рыбы, птицы, звери – это животные.

  • Постановка учебной задачи.


5) Работа по новой теме.

В грамматике русского языка выделяется шесть падежей имён существительных. Падеж — это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам. (слайд 2)

Знакомство с правилом.

Именительный падеж. Отвечает на вопрос - кто? что?

Существительное в предложении чаще всего является подлежащим. Это главный член предложения, который называет того, о ком (или о чем) говорится в предложении.

Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными.

Падеж я самый главный, 

Служу я вам исправно. 

Кто действует? Кто главный? 

Кто главный, тот герой! 

Всегда я - подлежащее, 

К успеху приводящее. 

Но только как зовут меня, 

Не помню я порой. 

Напомните название – 

И подружусь я с вами.

Родительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? чего?

Для определения родительного падежа, к существительному необходимо добавить слово «НЕТ», при этом существительное не изменяется (нет (чего?) солнышка, нет (чего?) радости, нет (кого?) друга, нет (кого?) тети).

С родительным падежом употребляются предлогиу, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.

Кого же нет? 

Я очень беспокоюсь. 

Чего же нет? 

Отправлюсь я на поиск. 

Прошу, друзья, скорее помогите! 

И как зовут меня, скажите!

Дательный падеж. Отвечает на вопросы - кому? чему?

Для определения дательного падежа, необходимо к существительному  добавить слово «ДАЮ» (даю (кому?) Маше, даю (кому?) мужу, даю (кому?) котику).

Я – щедрый удивительный 

И самый расточительный! 

Я всех всегда благодарю… 

И всем дарю, дарю, дарю! 

Собаке – кость! 

А  стенке – гвоздь! 

А Васе, Маше, Леше, Пете 

Дарю по сказочной конфете! 

Скорее помогите! 

И как зовут, скажите! 

Винительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? что?

Для определения винительного падежа нужно добавить к существительному слово «ВИНЮ» (в значении «обвиняю») или «ВИЖУ» (виню (кого?) администратора, вижу (кого?) жирафа, вижу (что?) кинотеатр.

С винительным падежом употребляются предлоги: в, на, за, под, через, про.

Люблю я всех пинать 

И многих обвинять. 

Я обвиню погоду – не вовремя с дождями

Я обвиняю горы – не сорят пусть камнями. 

Кого винить, мне видно сразу! 

Пусть каждый здесь запомнит эту фразу. 

Ведь я важней министра! 

Все это знают тут! 

А ну, скорей скажите, 

Как меня зовут?

Творительный падеж. Отвечает на вопросы - кем? чем?

У творительного падежа слово-помощник «ТВОРЮ» (поехать за (кем?) щенком, творю (чем?) карандашом, притворяюсь (кем?) приведением.

С творительным падежом употребляются предлоги: за, над, под, с, перед. 

А я – умелец и творец,

Художник, композитор и певец! 

Один волнует лишь меня момент: 

Чем мне творить? 

Скорее дайте инструмент! 

Чем мне творить? 

Смычком, резцом, умением… 

Чем мне довольным быть? 

Хорошим настроением! 

Но не весел нынче я –

Имя позабыл, друзья!

Предложный падеж. Отвечает на вопросы - о ком? о чем?

Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом. Слово-помощник «ДУМАЮ» или «МЕЧТАЮ» (думать (о чем?) о чуде, мечтаю (о ком?) о попугае, думаю (где? в чем?) в кабинете).

С предложным падежом употребляются предлоги: о, об, в, во, на, при.

1-е склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями «-а», «-я» (зима, линия, тетя, малина).

Существительные 1-го склонения, оканчивающиеся на «-ия» (армия, симфония) в дательном и предложном падеже единственного числа имеют окончание «-и», как существительные 3-го склонения (к армии, об арии).

Следует помнить, это правило не распространяется на существительные оканчивающиеся на «-ья» (Марья, лгунья – к Марье, о Марье, к лгунье, о лгунье). 

2 склонение

  •  Существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом, планетарий).

  •  Все существительные с окончаниями «-о», «-е» (подмастерье, волчище – мужской род; поле, зерно, окно – средний род).

Существительные 2-го склонения, оканчивающиеся на «-ий», «-ие» (радий, планетарий, решение, сознание) – в предложном падеже единственного числа имеют окончание «-и», как существительные 3-го склонения (о планетарии, о решении, о здании).

Следует помнить, это правило не распространяется на существительные оканчивающиеся на «-ей», «-ай», «-ьё» (воробей, рай, житьё – о воробье, о рае, о житии). 

3 склонение 

Существительные женского рода с нулевым окончанием (мать, дочь, ночь, рожь).

В случае, когда существительное не имеет формы единственного числа, оно не относится ни к одному из типов склонения.

Не имеют склонения неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ). Их число и падеж можно определяется в словосочетаниях и предложениях по вопросу (Она пришла (в ком? в чём?) в пальто – ед. ч., п. п.).

  • Работа по учебнику (стр. 60):

Знакомство с правилом в учебнике.

Выполняют упражнение 167 на стр. 59.

6) Физкультминутка.

Электронная физминутка.

7) Закрепление.

  • Работа в парах:

– Давайте частично просклоняем имена существительные по данным падежам. (три человека работают у доски)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

И.п. – сестра И.п. – конь И.п. – степь

Р.п. – сестры Р.п. – коня Р.п. – степи

Д.п. – сестре Д.п. – коню Д.п. – степи

П.п. – о сестре П.п. – о коне П.п. – о степи

1 ряд склоняет слова сестра.

2 ряд склоняет слово конь.

3 ряд склоняет слово степь.

– Давайте посмотрим на окончания имен существительных в И.п. Они разные. В Р.п., Д.п., П.п. окончания тоже разные.

Взаимопроверка.

8) Рефлексия.

- Какое настроение у вас в конце урока?

- Мне понравилась моя работа на уроке.


- Я мог работать лучше.


- Я ничего не успевал, мне многое было непонятно.

Оценки

Выставление оценок за урок.

9) Итог. Оценивание. Домашнее задание.

- Сколько падежей у имени существительного?

- Какие есть падежи?

- На какие падежи стоит обратить особое внимание, чтобы не перепутать их между собой?

- Сколько есть типов склонений?

- Какие существительные не имеют склонения?

Вручаю памятки.

Домашнее задание:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Склонение имен существительных по падежам в единственном числе.

Автор: Фикс Нина Вольдемаровна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок  по теме:  «Падежные окончания имен существительных в единственном числе. Закрепление». "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-po-tiemie-padiezhnyie-okonchaniia-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "229255"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441650083"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока на тему: "Второе склонение имен существительных в единственном числе". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vtoroie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "215913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432822373"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Падежные окончания имен существительных в единственном числе "
    ["seo_title"] => string(76) "padiezhnyie-okonchaniia-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "124673"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414764967"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ok"
    ["file_id"] => string(6) "455992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518171191"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства