I-этап (5-7 мин.) |
Рекомендации для учителя: | а) организационный момент; б) проверка домашнего задания. Задания «Мостика» на повторение пройденного материала они выполняются дома до началаурок в) В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert» |
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала | Задания на актуализацию знаний, ответьте на вопросы Имя прилагательное – это часть речи которая обозначает признак предмета Имя прилагательное отвечает на вопросы какой?какое?какие?чей?чье?чьё?чьи? Имена прилагательные зависят от существительных, ставятся в том числе, роде, падеже, что и существительное, к которым они относятся В предложений имена прилагательные являются определениями Поставьте вопросы к данным прилагательным: чей? папин журнал, чья? мамина сумка, чьё?бабушкино полотенце, чьи? папины часы Подберите прилагательные к существительным: картина, дневник, озеро (красивая, школьный, большое) |
Шаги (приемы) исследовательского метода: | II- этап. Самостоятельное усвоение новой темы. Отводится всего 20-25 минут. |
По теоретической части: 1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается. | Да, это прилагательные, сегодняшний урок мы посвятили более подробному изучению прилагательных. Попробуйте освоить эту тему сомостоятельно. Задания для сомостоятельного усвоения новой темы. Прилагательные в И.п мужского рода имеют окончание – ый, ие, среднего роде – ое, ее, женского рода – ая, яя Прилагательные полностью зависят от существительных Имена прилагательные изменяются как существительные по падежам. Допишите окончание И.п (кто?) лиса (какая?) хитрая Р.п (чего?) лисы (какой?) хитрой Д.п (чему?) лисе (какой?) хитрой В.п (что?) лису (какую?) хитрой Т.п (чем?) лисой (какой?) хитрой П.п (о чем?) лисе (какой?)хитрой И.п (что?) пейзаж (какой) красивый Р.п (чего?) пейзажа (какого?) красивого Д.п ( чему?) пейзажу (какому?) красивому В.п (что?) пейзаж (какой?) красивый Т.п (чем?) пейзажам (каким?) красивым П.п (о чем?) о пейзаже (каком?) красивом И.п (что?) полотенце (какое?) голубое Р.п (чего?) полотенце (какого?) голубого Д.п (чему?) полотенцу (какому?) голубому В.п (что?) полотенце (какое?) голубое Т.п (чем?) полотенцем (каким?) голубым П.п (о чем?) о полотенце (каком?) голубом |
По теоретической части: 2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания». Применяются различные интерактивные методы диалога. | Почему прилагательные мужского и среднего рода склоняются одинаково? Ответ: Прилагательные всегда зависят от существительных существительные при склонений склоняются одинакаво кроме И.п, В.п Найдите в учебнике на стр. 132, 136 таблицу «Склонение прилагательных» Ответ: При склонений женский род имеют одинаковые окончания в Р, Д, Т, П. падежах. При склонений мужского и среднего рода все оканчания совпадают кроме И.В падежах. Упр. 317 стр. 137. Спишите вставляя пропущенные оканчания прилагательных. Укажите род, число, падеж |
По теоретической части: 3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание». 2)выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы … Можно использовать стратегию «Диаграмма Венна». | По диаграмме Венна сравните склонение прилагательных Женский под. Р.Д.Т.П. падежах одинаковые окончания Сходства зависят от существи-тельных Мужской, средний род И.В падежах разные окончания Выдели главную идею А) Общее между склонением прилагательных мужского, среднего и женского рода в том, что они зависят от существительных Б) Особенность склонения женского рода заключается в том, что в Р, Д, Т, П падежи имеют одинаковые окончание В) Особенность склонения мужского, среднего рода в том, что во всех падежах кроме И.В окончание падежей совпадают. |
По теоретической части: 4-шаг. «Синтез» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.). | Составь опорную схему. Имя прилагательное Мужской род | Средний род | Женский род | какой? | какое? | какая? | Примеры: - какой? Прекрасный (м.р) - какое? Красивое (с.р) - какая? Удивительная (ж.р) 2.С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Ответ: С именем существительным. 3.Как определить род у имени прилагательного? Ответ: По имени существительному, с которым оно согласуется. 4.Синтаксическая роль имен прилагательных Ответ: определение, подлежащее, сказуемое. |
5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …) | Выполни задание из сборника: Составь словосочетания Выдели оканчания |
6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуацииможет найти применение? Приведите пример и решите. | Ответь на вопросы Какова роль прилагательных в речи? Можете ли вы хотя бы 1 час обойтись без прилагательных? |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: | ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений) Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровня усвоения следующим образом: |
| 1-пороговый уровень (5 баллов) |
1-шаг. По теоретической части: «Узнавание» (оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.» | Что такое имя прилагательное? а) часть слова б) часть речи в) часть предложения 2. Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) кто? Что? б) какой? Чей? в) почему? Зачем? 3. Какими членами предложения может быть прилагательное? а) подлежащее, сказуемое б) определение, обстоятельство в) определение, подлежащее, сказуемое |
2-шаг. На практике (оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …) | 1. Выполни упражнение №311 А) прочитайте пословицы Б) найдите имена прилагательные В) выделите окончание прилагательных Д) Определите синтаксическую роль |
Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней. |
2-алгоритмический уровень (5+4 балла) |
1-шаг. По теоретической части: «Понимание» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» | Объясни: А)как определитьь падеж имен прилагательних? Ответ: чтобы определить падеж имен прилагательных необходимо найти существительное, с которым это прилагательное согласуется, затем задать от него вопрос. Б) Какая часть слова изменяется при склонении? Ответ: при склонении изменяется окончание слова. Выполни упражнение №322 из учебника А) Прочитайте Б) Спишите, вставьте окончания В) Определите падеж Г) В каких ситуациях можно использовать эти пословицы? |
2-шаг. По теоретической части: «Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания») 2) выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов зКаспийаданий на «Понимание».Можно использовать таблицу. | Сравните данные прилагательные: Красивая картина и интересное произведение Выяви различия и сделай вывод. Красивая картина Ж.р Ед.ч И.п Окончание ая Интересное произведение С.р Ед.ч И.п Окончание ое Вывод: у данных прилагательных разные окончание, это зависит от существительного. С которым согласуется имя прилагательное |
3-шаг. На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница) | Дайте определение существительным. С данными словосочетаниями составьте предложения. Сахар – сладкий Молоко – белое Цветы – красивые Обычай – народный Герой – литературный |
Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня. |
| 3-эвристический уровень (9+3 балла) |
1-шаг. По теоретической части: «Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение. | Приведи в систему морфологический разбор прилагательного: Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи. Ответ: мой – это имя прилагательное м.р, ед.ч, И.п, в предложении является определением Кроссворд «Зеркало» 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | З | е | р | к | а | л | о | о | л | а | р | л | е | р | л | о | н | а | ы | н | а | о | в | н | с | й | и | н | т | ы | и | и | | в | ж | а | й | й | в | | ы | е | я | | | ы | | й | в | | | | й | | | ы | | | | | | | й | |
2-шаг. На практике (оценка умений): Рефлексия:Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п. | 1. Употребляя имена прилагательные, составь 3-4 предложения на тему «Живопись»,«Искусство». |
Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность»,«Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал |
4-творческий уровень (12 баллов) |
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе. |