Просмотр содержимого документа
«Склонение имен существительных»
Тема урока: Склонение имён существительных
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.
Содержательная: формирование знаний об особенностях склонения имен сущесвительных.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится определять склонение имен существительных; обучающийся получит возможность находить предложения с существительными разных склонений в художественном и научном текстах и научится составлять такие предложения, находить и исправлять ошибки.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Быстрова Е.А.
Демонстративный материал: алгоритм проверки склонений имен существительных, эталоны для самопроверки
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?
Язык — инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки.
П. Вяземский
Ученик. Я думаю, поэт Вяземский хочет сравнить язык с музыкальным инструментом, он также певуч, мелодичен.
Ученик. А я считаю, что поэт прежде всего обращает наше внимание, сравнивая язык со скрипкой, на трудность овладения «этим инструментом».
Ученик. Согласен с тобой, я занимаюсь в музыкальной школе по классу скрипки и знаю, как непросто научиться играть на этом инструменте. Вяземский говорит о том, как трудно научиться языку. Для этого нужно много трудиться, работать.
Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?
Ученик. Готовы.
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №516, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.
Эталон №1 к упражнению № 516
Только в единственном числе употребляются сущ.указывающие
Названия вещественных существительных .Н-р. Чай,молоко,гречка
Отвлеченные имена существительные.Н-р.радость,горе.смелость
Имена собственные.
Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 516, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.
Эталон № 2 к упражнению № 516
Моё детство было счастливое и беззаботное. Дети тихо сидели в комнате и слушали сказку бабушки. Студенты успешно сдали свою первую сессию. Далеко остались годы студенчества. На деревьях распустились молодые зеленые листья. Под ногами шуршала осенняя листва.
Учитель. Те, кто выполнил задание «Найти и выписать примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место», подойдите ко мне.
Дед засеял баштан (место засеянное арбузами и дынями) на самой дороге и перешел жить в курень(соломенный шалаш);взял и нас с собою гонять воробьёв и сорок с баштану. Нам это было нельзя сказать чтоб было худо. Бывало наешься в день огурцов, дынь, репы, цыбули (лук ),гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат.
Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 516 без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?
Ученик. Я допустил ошибку в примере собирательных имен существительных. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что я перепутал значение существительных, которые имеют форму только единственного числа.
Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 516
Ученик. Я неправильно составил предложение со словом листва, но по алгоритму пройденного урока понял, что это слово,употребляемое только в форме единственного числа.
Учитель. Прочитайте предложения из повести «Заколдованное место», а вы, ребята, внимательно послушайте и решите, справился ли ваш одноклассник с заданием, все ли категории формы единственного числа имен существительных нашел?
Ученик. Мой одноклассник хорошо справился с заданием, выписал много предложений, но я не услышал предложения, в котором имеются отвлеченные имена существительные.
Ученик. Да, действительно, ты прав. Я не нашел такого примера в повести.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Лист самооценки
Ученика (цы) 5 класса по теме «Склонение имен существительных».
ФИ______________
Домашнее задание упр. № 521, стих. Я Акима прочитать, ответить на вопросы; по учебнику литературы из прочитанного произведения выписать по 5 примеров на склонение имен существительных).
Составление алгоритма
Карточка № 1
Работа в парах
Карточка № 2
Самостоятельная работа по упражнению № 520
Творческая работа по картине
-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.
Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.
3 этап. Выявление места и причины затруднения
Учитель. На доске написаны слова. Перепишите, распределяя по окончаниям ,укажите род имен существительных
Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.
Эталон № 1
а -я
о –е ,нулевое
ь
дремота
единство
боязнь
доставка
досуг
молодёжь
Юра
каучук
ненависть
свёкла
щавель
ночь
Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?
Ученик. Я не правильно определил склонение слова щавель.
Ученик. Я у меня слово ночь.
Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?
Ученик. Нет, затрудняемся.
Учитель. Какова проблема?
Ученик. Мы не знаем, в каких случаях слова с ь знаком на конце написать во второй столбик , когда в третий столбик?
4 этап.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Определить, почему при склонении одни слова в родительном падеже имеют окончание -и ,другие слова имеют –я? Находить такие слова в художественном, публицистическом, научном текстах. Научиться составлять предложения с этими совами
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Склонение имён существительных.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученик. Работу с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Прочитайте § 95
Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.
Ученик. Мы узнали, что имена существительные имеют 3 склонения. К 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а - я, к 2-му склонению существительные среднего рода с окончанием о-е, мужского рода с нулевым окончанием, к 3-му имена существительные женского рода с ь знаком на конце.
Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.
Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.
Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала
«Три склонения имен существительных».
Ср.р. 2-е скл. муж.р
Окон.
О-е нулевое нулевое
3-е скл.
Жен.р. с ь знаком на конце
1-е скл.
Жен.р муж.р
Окон.а - я
а я
Учитель. У всех так получилось?
Ученик. Да.
Учитель. Прочитайте слова, которые спроецированы на доску и попробуйте определить склонение существительных, используя алгоритм.
Доска, соль, солнце, окно, Мария.
Ученик. Доска .Существительное жен. рода ,оконание-а.1- го скл.
Ученик. Соль. Существительное жен. рода с ь знаком на конце.3е скл
Ученик. Окно. Существительное среднего рода, окончание -о.2-е скл.
Ученик. Мария. Существительное женского рода ,окончание -я. 1-скл.
Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?
Ученик. Да
Ученик. Я тоже могу определить.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.
Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 519. Просклоняйте устно в единственном числе существительные берёза, вечер, оттепель. Различаются ли их падежные окончания? Определите окончания каждого из них.
Ученик: И.п. береза вечер оттепель
Р.п. березы вечера оттепели
Д.п. березе вечеру оттепели
В .п. березу вечер оттепель
Т.п. березой, вечером, оттепелью
П.п. о березе, о вечере, об оттепели
Ученик. Да. Падежные окончания каждого склонения отличаются друг от друга. Если возьмем Р .п., то увидим ,что 1-е скл. имеет окончание-ы, 2-е скл. имеет окончание –а, 3-е скл. имеет окончание-и.
Ученик. Нет, Я не согласен, т.к. в П.п. 1-е и 2-е склонения имеют окончания – е.
Ученик. Ты не прав. Склонение имен существительных мы определяем по окончанию И.п.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Да, надо еще потренироваться.
Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.
Карточка № 1
Прочитайте предложения, выбирая имена существительные. Определите склонение.
Объясните свой выбор, поочередно комментируя слова друг другу, используя алгоритм.
Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и на сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается. Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В лесах часто возникают пожары.
Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:
Ученик. В первом предложении слова снег 2-го скл. т.к. нулевое окончание, муж. рода. Солнцепеке – надо поставить в И.п. Солнцепек - нулевое окончание, муж. рода. Значит 2-е склонение. Местах- слово во мн. числе .Ед.число-место. Окончание - о, ср. рода Значит слово 2- го скл. Трава. Окончание -а, жен. рода. Слово 1-го скл. Листья. Слово во мн .числе. В ед. числе – лист. Нулевое окончание муж рода. Значит слово 2-го скл. Хвоя. Окончание -я жен. рода. Слово 1- го скл. Мхи. Ед.число - мох. Нулевое окончание ,муж. рода. Значит -2е скл.
Ученик. Во втором предложении слово весна 1-го скл. т.к. в И.п. окончание –а, жен. рода. Слово в лето стоит в В п. И.п.- лето. Окончание –о, ср. рода. Значит -2го скл.
Ученик. В последнем предложении слова в лесах и пожары. Слово в лесах стоит в П. п. во мн.числе. В ед числе -лес . Слово муж рода, нулевое окончание. Значит 2-го скл. Пожары. Ед. число пожар. Слово муж рода, нулевое окончание, 2е скл.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения?
Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку в слове хвоя, но мы ему напомнили правило определения склонений имен существительных.
Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску. Поставьте пропущенные буквы и определите склонение имен существительных.
Ученик. 3- го скл .Рожь, местность, смелость, ветвь ,ель.
Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались
Учитель. Откройте карточку №2.
Карточка №2
Лучше пить воду в радости, чем мёд в кручине.
Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.
В знании - сила.
На обмане далеко не уедешь.
Учитель. Распределите существительные в предложениях в таблицу, которая лежит у вас на партах.
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?
Эталон к карточке № 2
1-е скл
2-е скл
3-е скл
вода
мёд
храбрость
кручина
ум
сила
учение
сражение
знание
обман
Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. В основном справились с заданием.
Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?
Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Нет, мы еще мало работали.
Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 520.К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы это определили?
Учитель. Проверьте свои работы по эталону.
Эталон к упр. №520
Ветка-1скл.жен.рода; ветвь- 3-е скл. жен. рода с ь знаком на конце, в Рп. окон. -и; яблоко-2 е скл. ср., рода окон -о; .яблоня -жен рода 1е скл,окон-я; заяц 2е скл. муж. рода, нулев. окон; зайчишка -1-е скл.жен.рода,окон-а; соловей-2-е скл.муж.рода,окон-нул.;соловушка-1-е скл.жен.рода,окон-а; площадь-3-е скл. жен.рода, с ь знаком на конце,в Р.п. окон-и; площадка-1-е скл.жен.рода, окон-а; сетка-1-е скл.жен.рода,окон-а; сеть-3-е скл. жен.рода, с ь знаком на конце.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. В чем особенность этих слов?
Ученик. Однокоренные слова, но разного склонения.
Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.
Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?
Ученик. Выполнили. Мы научились определить склонение имен существительных, но у нас не было задания, где бы мы сами составляли бы предложения, употребляя существительные разных склонений.
Учитель. Тогда рассмотрите картину и составьте несколько предложений, используя имена существительные всех 3 склонений..
Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.
Ученик. Я составил по картине такие предложения:
Наступила долгожданная зима.
Наташа, Катя и Ваня лепят снеговика.
Таня глазки сделала из угольков, а нос - из моркови.
Катя на голову снеговика надела ведро.
Учитель. Оцените работу вашего одноклассника.
Ученик. Все предложения составлены правильно. В предложениях есть имена существительные 1-го,2-го и 3-го склонения.
Учитель. Используя эти предложения, составьте связанное высказывание, озаглавьте текст.
Учитель. Прочитайте текст.
Ученик. Я назвал свой текст «Зимние забавы».
Наступила долгожданная зима. Все кругом бело: деревья, крыши домов, тропинки. Зима — любимое время года детворы. Наташа, Катя и Ваня живут в одном доме. Они часто проводят свободное время вместе. Вот и сегодня, увидев, что выпал снег, они выбежали на улицу. Какая красота кругом! «Давайте лепить снеговика», — предложила Наташа. Они сначала два больших шара и один небольшой шар слепили. Шары поставили друг на друга. Из угольков сделали глаза, а из моркови – нос. Такой замечательный снеговик получился! Ребята остались довольны своей работой.
Учитель. Ребята, вам понравился текст?
Ученик. В целом понравился. Можно было написать более конкретно кто что делал..
Ученик. А мне кажется, что в начале можно было бы привести несколько примеров зимних игр .Например, играть в снежки.
Учитель. Спасибо, ребята. Я согласна с вашими замечаниями.
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён склонению имен существительных.
Ученик. Мы узнали, что имена существительные имеют 3 склонения.
Ученик. А ещё мы узнали, что имена существительные с ь знаком на конце в зависимости от рода относятся к 1-му или ко 2-му склонению.
Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились находить в предложениях, в художественном тексте слова разных склонений, составлять предложения, находить и исправлять ошибки.
Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?
Ученик. Не всегда правильно определяли род имен существительных.
Учитель. Что помогло нам их преодолеть?
Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.
Учитель. Запишите домашнее задание
1)Повторить §95 и выполнить упражнение № 521.
2).Прочитать стихотворение Я. Акима на стр.63.Ответить на вопросы. Как изменяется это слово весна? Определить падеж и падежные окончания слова.
3).Из учебника литературы выберите любое прочитанное произведение и выпишите по 5 примеров на склонение имен существительных.
Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!