Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола"
Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола"
Тема урока:«Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола» Цель урока:1) научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными видовременными формами, научить учащихся распознавать сказуемое как главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме;
2) Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. вырабатывать навык самооценки знаний;
3) Воспитывать у школьников - любовь к русскому языку на основе патриотического материала; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения
Ход урока
1. Орг. момент.
Психологический настрой
1. Блиц – опрос (Слайд 1)
1.Что изучает синтаксис?
2.Что такое словосочетание?
3.Строение словосочетания?
4. Что называется предложением?
5. Виды простого предложения?
6 Главные члены предложения?
7. Второстепенные члены предложения?
8. Что называется глаголом? На какие вопросы отвечает? Чем выражается глагол?
В Казахстане проживают 17 млн. человек. А каждый истинный гражданин должен быть патриотом. Он должен любить свою Родину, свой народ и гордиться им. А еще настоящий гражданин должен знать историю своей страны.
2. Словарная работа
патриот-тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.
Образуйте прилагательное (патриотический)
3.Найдите в тексте глаголы.
- Укажите время глагола.
- К глаголам поставьте вопросы.
Н-р: Проживают – Что делают? Действие происходит в настоящем времени
А теперь поставьте этот глагол в прошедшем времени?
Проживал
- Задайте вопрос Что сделал? Это совершенный вид.
Проживают – проживал
Любит – любил
Гордится – гордился
Знать – знал
- Сравните эти слова. Какова разница? На какие вопросы отвечают?
В зависимости от вопроса на момент речи глаголы имеют формы совершенного и несовершенного вида
4.Физминутка (видео)
5.Работа по учебнику (чтение правила)
6. Работа над устной и письменной речью
(упр. 8 )
7. Выборочный диктант
- Выписать глаголы совершенного и несовершенного вида в 2 столбика.
1. Черная туча грозно застилает сторону небосклона.
2. Дождинки на листочках большими каплями блестят.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола"»
Тема урока:«Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола» Цель урока:1) научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными видовременными формами, научить учащихся распознавать сказуемое как главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме; 2) Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. вырабатывать навык самооценки знаний; 3) Воспитывать у школьников - любовь к русскому языку на основе патриотического материала; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения
Ход урока
1. Орг. момент. Психологический настрой
1. Блиц – опрос (Слайд 1)
1.Что изучает синтаксис?
2.Что такое словосочетание?
3.Строение словосочетания?
4. Что называется предложением?
5. Виды простого предложения?
6 Главные члены предложения?
7. Второстепенные члены предложения?
8. Что называется глаголом? На какие вопросы отвечает? Чем выражается глагол?
В Казахстане проживают 17 млн. человек. А каждый истинный гражданин должен быть патриотом. Он должен любить свою Родину, свой народ и гордиться им. А еще настоящий гражданин должен знать историю своей страны.
2. Словарная работа
патриот-тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.
Образуйте прилагательное (патриотический)
3.Найдите в тексте глаголы.
- Укажите время глагола.
- К глаголам поставьте вопросы.
Н-р: Проживают – Что делают? Действие происходит в настоящем времени
А теперь поставьте этот глагол в прошедшем времени?
Проживал
- Задайте вопрос Что сделал? Это совершенный вид.
Проживают – проживал
Любит – любил
Гордится – гордился
Знать – знал
- Сравните эти слова. Какова разница? На какие вопросы отвечают?
В зависимости от вопроса на момент речи глаголы имеют формы совершенного и несовершенного вида
4.Физминутка (видео)
5.Работа по учебнику (чтение правила)
6. Работа над устной и письменной речью
(упр. 8 )
7. Выборочный диктант
- Выписать глаголы совершенного и несовершенного вида в 2 столбика.
1. Черная туча грозно застилает сторону небосклона.
2. Дождинки на листочках большими каплями блестят.
Проверить готовность учащихся к уроку. Вот и прозвенел звонок
Запись числа, темы урока. Вызываю на мысль. На уроке мы познакомимся со Лес пряток «Поиграем, соберемся» используя слово сказ за 1 минуту записать слова - глаголы. Работаем по моему хлопку. Молодцы, прочитали, подсчитали, разделили на 4. Поставили получившуюся оценку в зачетку. Первый результат заслужил аплодисменты.
2. Проверка выполнения домашней работы «Проверяем, повторяем!» Проверка домашнего задания: (стр. 118, упр. 6) Выразительно прочитаем стихотворение наизусть, следите за силой голоса и темпом. Старый год Найдите подлежащее и сказуемое в 1, 2, и последней строчке. Выпишите, определите, чем они выражены. Подчеркните. Все ждут, конечно, Новый год, А я жалею старый. Что год уходит старый! Ответьте на вопросы Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Что вы знаете о грамматической основе предложения? Вывод. Ребята, мы повторили тему прошлых уроков и проверили домашнюю работу. Ставьте себе оценки. 3. Изучение нового материала Восприятие. Мозговой штурм: Прочитайте, Переведите на казахский язык сравните предложения. Запишите в тетради. Обозначьте грамматическую основу предложения. Определите время действия. Определите, завершено ли действие. Вчера падал снег. Пр. вр. Н. в. Вчера выпал снег. Пр. вр. с. в Сейчас падает снег. Наст. Вр. Н. в. Зимой будет падать снег. Бс вр. Н. В. Скоро выпадет снег. БП. вр. С. В. Проверим. 1 группа 1 предложение действие происходило ранее, до момента речи. Вопрос что делал? Время прошедшее. 2группа 2 предложение в момент речи, что делает? 3 группа 3, 4 предложения После момента речи. Что сделает? Что будет делать? Сделайте вывод. Осознание - Ребята, сказуемое чаще всего выражается глаголом, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что - то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе. Объясняю у доски понятие категории совершенного и несовершенного вида, времени глагола. Запишите на картах 1группа Как выражается сказуемое глаголом прошедшего времени 2 группа Как выражается сказуемое глаголом настоящего времени 3группа Как выражается сказуемое глаголом будущего времени Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о образовании временных форм в зависимости от вида глагола. (В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, ключевые слова, используются учебники, которые помогают детям работать) Вопросы: 1. На какие вопросы может отвечать глагол? 2. Что обозначает глагол как часть речи? 3. Какие морфологические признаки имеет глагол? 4. Как он изменяется глагол в настоящем, будущем, прошедшем времени? 5. Каким членом предложения обычно бывает? 4. Обмен информацией в группах - Время уже истекло. Теперь обсудите с друзьями в других группах информацию, которую вы записали. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 5. Воспроизведение «Корзина» идей – кластер - презентация концепт - карт. - Теперь назовите по очереди что вы записали по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны). - Давайте проверим, все ли правильно вы сказали. «Вызываю вас на мысль» Вы справились и с этим заданием. Ставим себе оценки. 4. Закрепление знаний Фронтальная беседа. - Глагол – необыкновенная часть речи. - Чем она необыкновенна? - По частоте употребления глагол занимает второе место, после какой части речи, как вы думаете? - Глагол – настоящий богач среди частей речи. - Почему? Работа по учебнику упр. 4 стр 148 Откройте учебник стр 148, упр 4 - Прочтите внимательно задание. Прочитайте текст по цепочке Озаглавьте текст К выделенным глаголам подберите глаголы - сказуемые. Определите в каком времени они употреблены. Запишем переводы слов в словарики догадались – аңғару Выстроил – тізіп қойды Пожурит – ұрсып ақыл айтты Надежда – үміт Нарядно – әдемі, сәнді А с каких оценок вы начали 3 четверть? Итак, о каких особенностях связи глаголов в прошедшем времени с подлежащим надо помнить? 5. Физ. Минутка Минутка отдыха – игра. - Условия игры таковы: Я называю глагол, а вы должны будете определить его время. Если это будет глагол настоящего времени – вы будете стоять ровно, услышите глагол в прошедшем времени – сделаете шаг назад, в будущем времени – шаг вперёд, в будущее, в неопределённой форме – покачаете головой. (Лететь, улетел, прилетит, летит, будет летать, молчит, будет молчать, замолчал). Ребята, ставите себе оценку за выполненную работу. 6. Аудирование текста Послушайте внимательно грамматическую сказку. Сказка. Глагол и его друзья. Жил – был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, по дороге, встретил Существительное и Прилагательное, которые тоже счастья искали. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что – то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: что делать? Что делает? Что сделают? и др. Теперь улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле! 7. Итог урока: Я вновь вызываю вас на мысль - Какую роль играют глаголы в нашей речи, в русском языке? - Как изменяется глагол? - Каким членом предложения является глагол? - В роли сказуемого какими формами времени глагола может быть выражен? . Рефлексия ( кинематотренинг) - Посмотрите на левую руку – на ней лежат знания, полученные на предыдущих уроках русского языка. - Посмотрите на правую руку и положите на неё знания, приобретённые на этом уроке. - Теперь соедините ладошки. - Тепло? (Да). - Значит, знания объединились и готовы вам помогать при выполнении домашнего задания. 8. Домашнее задание: Откройте дневники запишите домашнее задание упр 7 стр. 148. (творческое) напишите небольшое сочинение на тему «Что я делал/а во время зимних каникул» упр 10 стр. 139 (обязательное) выпишите грамматическую основу каждого предложения, допишите окончания глаголов сказуемых, определите их род и число. 9. Оценивание деятельности учащихся Наступил приятный момент урока: попрошу приготовить для оценок ваши дневники. Выставляем оценки. Как работали группы. Что вам понравилось на уроке? Я называю имя ученика хлопаем, говорим за что. Кому из присутствующих вы подарите свою оценку? Спасибо за урок. До новых знаний!
Глагол – это весенняя часть речи, Она заставит действовать нас всех, Читать, писать, играть – и обеспечит В конце урока непременно нас успех.
Догадались, как называется эта страна? Правильно, путешествовать мы будем по стране «Глаголии». Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.