kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола»
         Цель урока:1) научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными видовременными формами, научить учащихся распознавать сказуемое как главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме;
 2) Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. вырабатывать навык самооценки знаний;
3) Воспитывать у школьников -  любовь к русскому языку на основе патриотического материала; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения

                                                         Ход урока


1. Орг. момент.
 Психологический настрой

1. Блиц – опрос (Слайд 1)

1.Что изучает синтаксис?

2.Что такое словосочетание?

3.Строение словосочетания?

4. Что называется предложением?

5. Виды простого предложения?

6 Главные члены предложения?

7. Второстепенные члены предложения?

8. Что называется глаголом?  На какие вопросы отвечает? Чем выражается глагол?

2. Индивидуальная работа по карточкам.

3. Реши грамматическую задачу (Слайд 2)

Рисовать, портрет, ученики, горы, Казахстан, Родина, люблю, живу, родился.

Составь  словосочетания и предложения.

4. Грамматический разбор предложения

Под солнцем золотым божественная птица

Летит в единстве с небом выше всех.

Большой степной орёл обжечься не боится

Несёт родной стране надежду и успех.

  - выписать словосочетания

II Основная часть

        1.Работа с текстом

      В Казахстане проживают 17 млн. человек. А каждый истинный гражданин должен быть патриотом. Он должен любить свою Родину, свой народ и гордиться им. А еще настоящий гражданин должен знать  историю своей страны.

 2. Словарная работа  

  патриот-тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.

 Образуйте прилагательное (патриотический)

 3.Найдите в тексте  глаголы.

- Укажите время глагола.

- К глаголам поставьте вопросы.

 Н-р: Проживают – Что делают?  Действие происходит в настоящем времени

         А теперь поставьте этот глагол в прошедшем времени?

     Проживал 

- Задайте вопрос  Что сделал? Это совершенный вид.

  Проживают – проживал

 Любит – любил

  Гордится – гордился

 Знать – знал

 - Сравните эти слова. Какова разница? На какие вопросы отвечают?

  В зависимости от вопроса на момент речи глаголы имеют   формы совершенного и несовершенного вида

  4.Физминутка (видео)

  5.Работа по учебнику (чтение правила)

  6. Работа над устной и письменной речью

(упр. 8 )

7. Выборочный диктант

- Выписать глаголы совершенного и несовершенного вида в 2 столбика.

1. Черная  туча грозно застилает сторону небосклона.

2. Дождинки на  листочках  большими каплями блестят.

3. Дождь отшумел, и замер гром.

4. Легкая синева спустилась на землю.

5. Осторожно поднимается ночь и скользит по воде.

8. Игра «Кто быстрее, кто правильней?»

 - определить вид глаголов.

 Собирать, закупать,  садиться, убирать, принимать, начинать, понимать, ложиться.

Сесть, взять, начать, собрать, заснуть, выйти, лечь, отдохнуть, изучить

III Заключительная часть

  1. Комментирование оценок
  2. Д./з

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола"»

Тема урока: «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола»
Цель урока:1) научить учащихся различать сказуемое, выраженное разными видовременными формами, научить учащихся распознавать сказуемое как главный член предложения и знать способы выражения разными видовременными формами глагола: категорией вида, времени глагола, изменении глагола. Учить практическому применению знаний по теме;
2) Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений; работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся. вырабатывать навык самооценки знаний;
3) Воспитывать у школьников - любовь к русскому языку на основе патриотического материала; формировать чувство прекрасного; создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения

Ход урока


1. Орг. момент.
Психологический настрой

1. Блиц – опрос (Слайд 1)

1.Что изучает синтаксис?

2.Что такое словосочетание?

3.Строение словосочетания?

4. Что называется предложением?

5. Виды простого предложения?

6 Главные члены предложения?

7. Второстепенные члены предложения?

8. Что называется глаголом? На какие вопросы отвечает? Чем выражается глагол?

2. Индивидуальная работа по карточкам.

3. Реши грамматическую задачу (Слайд 2)

Рисовать, портрет, ученики, горы, Казахстан, Родина, люблю, живу, родился.

Составь словосочетания и предложения.

4. Грамматический разбор предложения

Под солнцем золотым божественная птица

Летит в единстве с небом выше всех.

Большой степной орёл обжечься не боится

Несёт родной стране надежду и успех.

- выписать словосочетания

II Основная часть

1.Работа с текстом

В Казахстане проживают 17 млн. человек. А каждый истинный гражданин должен быть патриотом. Он должен любить свою Родину, свой народ и гордиться им. А еще настоящий гражданин должен знать  историю своей страны.

2. Словарная работа

патриот-тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.

Образуйте прилагательное (патриотический)

3.Найдите в тексте глаголы.

- Укажите время глагола.

- К глаголам поставьте вопросы.

Н-р: Проживают – Что делают? Действие происходит в настоящем времени

А теперь поставьте этот глагол в прошедшем времени?

Проживал

- Задайте вопрос Что сделал? Это совершенный вид.

Проживают – проживал

Любит – любил

Гордится – гордился

Знать – знал

- Сравните эти слова. Какова разница? На какие вопросы отвечают?

В зависимости от вопроса на момент речи глаголы имеют формы совершенного и несовершенного вида

4.Физминутка (видео)

5.Работа по учебнику (чтение правила)

6. Работа над устной и письменной речью

(упр. 8 )

7. Выборочный диктант

- Выписать глаголы совершенного и несовершенного вида в 2 столбика.

1. Черная туча грозно застилает сторону небосклона.

2. Дождинки на листочках большими каплями блестят.

3. Дождь отшумел, и замер гром.

4. Легкая синева спустилась на землю.

5. Осторожно поднимается ночь и скользит по воде.

8. Игра «Кто быстрее, кто правильней?»

- определить вид глаголов.

Собирать, закупать, садиться, убирать, принимать, начинать, понимать, ложиться.

Сесть, взять, начать, собрать, заснуть, выйти, лечь, отдохнуть, изучить

III Заключительная часть

  1. Комментирование оценок

  2. Д./з



 

















































Проверить готовность учащихся к уроку.
Вот и прозвенел звонок


Запись числа, темы урока.
Вызываю на мысль. На уроке мы познакомимся со
Лес пряток
«Поиграем, соберемся» используя слово сказ за 1 минуту записать слова - глаголы. Работаем по моему хлопку. Молодцы, прочитали, подсчитали, разделили на 4. Поставили получившуюся оценку в зачетку. Первый результат заслужил аплодисменты.

2. Проверка выполнения домашней работы
«Проверяем, повторяем!» Проверка домашнего задания: (стр. 118, упр. 6)
Выразительно прочитаем стихотворение наизусть, следите за силой голоса и темпом.
Старый год
Найдите подлежащее и сказуемое в 1, 2, и последней строчке. Выпишите, определите, чем они выражены. Подчеркните.
Все ждут, конечно, Новый год,
А я жалею старый.
Что год уходит старый!
Ответьте на вопросы
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Что вы знаете о грамматической основе предложения?
Вывод. Ребята, мы повторили тему прошлых уроков и проверили домашнюю работу. Ставьте себе оценки.
3. Изучение нового материала
Восприятие.
Мозговой штурм:
Прочитайте,
Переведите на казахский язык
сравните предложения.
Запишите в тетради. Обозначьте грамматическую основу предложения.
Определите время действия.
Определите, завершено ли действие.
Вчера падал снег. Пр. вр. Н. в.
Вчера выпал снег. Пр. вр. с. в
Сейчас падает снег. Наст. Вр. Н. в.
Зимой будет падать снег. Бс вр. Н. В.
Скоро выпадет снег. БП. вр. С. В.
Проверим.
1 группа 1 предложение действие происходило ранее, до момента речи. Вопрос что делал? Время прошедшее.
2группа 2 предложение в момент речи, что делает?
3 группа 3, 4 предложения
После момента речи. Что сделает? Что будет делать?
Сделайте вывод.
Осознание
- Ребята, сказуемое чаще всего выражается глаголом, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что - то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе.
Объясняю у доски понятие категории совершенного и несовершенного вида, времени глагола.
Запишите на картах
1группа Как выражается сказуемое глаголом прошедшего времени
2 группа Как выражается сказуемое глаголом настоящего времени
3группа Как выражается сказуемое глаголом будущего времени
Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о образовании временных форм в зависимости от вида глагола.
(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, ключевые слова, используются учебники, которые помогают детям работать)
Вопросы:
1. На какие вопросы может отвечать глагол?
2. Что обозначает глагол как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет глагол?
4. Как он изменяется глагол в настоящем, будущем, прошедшем времени?
5. Каким членом предложения обычно бывает?
4. Обмен информацией в группах
- Время уже истекло. Теперь обсудите с друзьями в других группах информацию, которую вы записали. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
5. Воспроизведение
«Корзина» идей – кластер
- презентация концепт - карт.
- Теперь назовите по очереди что вы записали по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
«Вызываю вас на мысль»
Вы справились и с этим заданием.
Ставим себе оценки.
4. Закрепление знаний
Фронтальная беседа.
- Глагол – необыкновенная часть речи.
- Чем она необыкновенна?
- По частоте употребления глагол занимает второе место, после какой части речи, как вы думаете?
- Глагол – настоящий богач среди частей речи.
- Почему?
Работа по учебнику упр. 4 стр 148
Откройте учебник стр 148, упр 4
- Прочтите внимательно задание.
Прочитайте текст по цепочке
Озаглавьте текст
К выделенным глаголам подберите глаголы - сказуемые. Определите в каком времени они употреблены.
Запишем переводы слов в словарики догадались – аңғару
Выстроил – тізіп қойды
Пожурит – ұрсып ақыл айтты
Надежда – үміт
Нарядно – әдемі, сәнді
А с каких оценок вы начали 3 четверть?
Итак, о каких особенностях связи глаголов в прошедшем времени с подлежащим надо помнить?
5. Физ. Минутка
Минутка отдыха – игра.
- Условия игры таковы: Я называю глагол, а вы должны будете определить его время. Если это будет глагол настоящего времени – вы будете стоять ровно, услышите глагол в прошедшем времени – сделаете шаг назад, в будущем времени – шаг вперёд, в будущее, в неопределённой форме – покачаете головой.
(Лететь, улетел, прилетит, летит, будет летать, молчит, будет молчать, замолчал).
Ребята, ставите себе оценку за выполненную работу.
6. Аудирование текста
Послушайте внимательно грамматическую сказку.
Сказка.
Глагол и его друзья.
Жил – был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, по дороге, встретил Существительное и Прилагательное, которые тоже счастья искали.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что – то делали, трудились – скучать было некогда.
Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: что делать? Что делает? Что сделают? и др.
Теперь улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
7. Итог урока:
Я вновь вызываю вас на мысль
- Какую роль играют глаголы в нашей речи, в русском языке?
- Как изменяется глагол?
- Каким членом предложения является глагол?
- В роли сказуемого какими формами времени глагола может быть выражен?
. Рефлексия ( кинематотренинг)
- Посмотрите на левую руку – на ней лежат знания, полученные на предыдущих уроках русского языка.
- Посмотрите на правую руку и положите на неё знания, приобретённые на этом уроке.
- Теперь соедините ладошки.
- Тепло? (Да).
- Значит, знания объединились и готовы вам помогать при выполнении домашнего задания.
8. Домашнее задание: Откройте дневники запишите домашнее задание
упр 7 стр. 148. (творческое) напишите небольшое сочинение на тему «Что я делал/а во время зимних каникул»
упр 10 стр. 139 (обязательное) выпишите грамматическую основу каждого предложения, допишите окончания глаголов сказуемых, определите их род и число.
9. Оценивание деятельности учащихся
Наступил приятный момент урока: попрошу приготовить для оценок ваши дневники. Выставляем оценки.
Как работали группы.
Что вам понравилось на уроке?
Я называю имя ученика хлопаем, говорим за что.
Кому из присутствующих вы подарите свою оценку?
Спасибо за урок. До новых знаний!









Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех,
Читать, писать, играть – и обеспечит
В конце урока непременно нас успех.

Догадались, как называется эта страна? Правильно, путешествовать мы будем по стране «Глаголии». Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола"

Автор: Ахметжанова Гульнара Маратовна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола""
    ["seo_title"] => string(83) "urokrusskoghoiazykaskazuiemoievyrazhiennoieraznymividovriemiennymiformamighlaghola1"
    ["file_id"] => string(6) "304801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457793034"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола" ."
    ["seo_title"] => string(83) "urokrusskoghoiazykaskazuiemoievyrazhiennoieraznymividovriemiennymiformamighlaghola2"
    ["file_id"] => string(6) "304811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457794388"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Урок русского языка в 6 классе на тему: "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола""
    ["seo_title"] => string(111) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-skazuiemoie-vyrazhiennoie-raznymi-vidovriemiennymi-formami-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "282445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453705688"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства