Урок обобщения и ситематизации знаний учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение) на родном якутском, русском и иностранном английском языке. Дети на уроке сравнивают части речи, находят сходства и различия частей речи. Урок-исследование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
II этап – подготовка к основному этапу урока, сообщение темы и целей урока.
– Я сказочница, я решила рассказать вам сказку о трех хороших девочках. Начну с начала. Ребята, помогайте мне рассказывать сказку. В тридесятом государстве, в тридевятом царстве жил-был ? (царь). У него было ? (три сына): царевич Еремей, царевич Федор и ? (Иван-дурак). Государство было современное, и в дворце царя был Интернет (блюдце и заливное яблочко). Царевичи Еремей, Федор и Иван-дурак познакомились через чудо-блюдце Интернет с красавицами Василисой Премудрой, Туйаарыма Куо и Барби. Они приветствуют вас, ребята.
Здравствуйте, ребята! (Василиса Премудрая)
Нөрүөн нөргүй, о5олор! (Туйаарыма Куо)
Good day, dear friends! (Барби)
– И пригласили царевичи красавиц на бал-маскарад.
– Теперь, ребята, мы как хорошие, добрые люди проводим девочек в тридесятое государство, в тридевятое царство. Мы все вместе будем помогать девочкам преодолевать долгий путь своими знаниями о частях речи. На этом обобщающем уроке рассмотрим сходства и различия частей речи в русском, якутском и английском языках, расширим знания и словарный запас по теме. Как вы поняли, урок у нас будет необычный – урок-сказка.
III этап – обобщение
- Ребята, для того, чтобы девочки удачно прошли всю сказочную дорогу в хорошем здоровье и прекрасном настроении, они должны подкрепиться.
1-ый этап (имя существительное).
1) Словарная работа:
– А сейчас вам предстоит словарная работа. Так как буквы русского и якутского алфавита похожи, мы их будем сравнивать с английскими буквами.
Весной веселеет, Летом холодит. Осенью питает, Зимой согревает. (Лес)
Что это за девица? - Не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)
Кто растёт в лесу у дорожки
Есть у них шляпки и ножки. (Грибы)
Вот мы вышли из леса.
Все меня топчут, а я всем в пути – помощник. (Тропинка)
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар)
Вот мы через леса и поля, искусанные комарами, и подошли к дворцу. Какой дворец!
2-ой этап (имя прилагательное).
1) Работа таблицей.
Дворец какой? (Золотой). К слову «дворец» подобрали слово «золотой». Слово «золотой» какой части речи? (имя прилагательное). Сейчас продолжим работать с таблицей, но задание немного усложним. Как мы знаем прилагательные в русском языке имеют окончания -ый (-ий, -ой), -ая, -ое, -ые (-ие). Вы, перед тем как вставить слово в соответствующую колонку, приклеите правильное окончание в зависимости от рода имени существительного. Найти их переводы.
Дворец какой? (Золот-ой)
Какая трава у дворца? (Зелён-ая)
Какое платье у Василисы Премудрой? (Красив-ое)
Какие девочки? (Хорош-ие)
русское слово
якутское слово
английское слово
золот-ой
(көмүс)
(gold)
зелён-ая
(от күөх)
(green)
красив-ое
(кэрэ)
(beautiful)
хорош-ие
(үчүгэй)
(nice)
2) Беседа.
На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)
Что обозначают эти слова? (Признак предмета)
Какой частью речи они являются? (Имя прилагательное)
Что называется именем прилагательным? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
Маладьыастар, саамай сеп. Иккис соруда5ы сепке толордугут. А
АНА: Are you tired? Now let’s have a rest. Stand up.
Физкультминутка.
Руки верх
Руки вниз
Руки по бокам
Сели.
Встали,
Руки в стороны,
Повернитесь влево
Повернитесь вправо.
Руки по бокам,
Раз, два, три, прыг.
Раз, два, три, стоп.
Встали.
Hands up –
Hands down,
Hands on hips,
Sit down.
Stand up,
Hands to the sides,
Bend left,
Bend right.
Hands on hips,
One, two, three, hop.
One, two, three, stop.
Stand still
3-ий этап – местоимение.
1) Работа с текстом.
Перед вами текст. Герой текста тоже из сказки.
Жил-был на свете Колобок. Колобок очень любил свою бабушку и дедушку. А бабушка и дедушка очень любили Колобка. Колобок также любил гулять по лесу. Однажды Колобок пошел в лес и встретил там Зайца. Заяц подошел к Колобку и спросил: «Ты так вкусно пахнешь. Можно я съем тебя?». «Не ешь меня» - умолял Колобок. Колобку не хотелось умирать.
Чтение текста.
Беседа по тексту.
Текст из детства. Колобок всем нам известен. Текст немного упрощен для того, чтобы показать, чего не хватает в тексте? Или чем изобилует? (Нет местоимений. Много повторений слова «Колобок», его можно было бы заменить местоимениями)
Слово «местоимение» состоит из двух слов «вместо имени». Местоимения ставятся вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.
Есть ли в тексте еще местоимения? (свою, ты, я, тебя, меня)
Теперь я вам листочки, на которых вы должны вместо имени существительного «Колобок» вставить подходящие местоимения.
Учащимся выдается карточка с текстом и словами для справок.
Жил-был на свете Колобок. Колобок _____ очень любил свою бабушку и дедушку. А бабушка и дедушка очень любили Колобка ______. Колобок ______ также любил гулять по лесу. Однажды Колобок ______ пошел в лес и встретил там Зайца. Заяц подошел к Колобку ______ и спросил: «Ты так вкусно пахнешь. Можно я съем тебя?». «Не ешь меня» - умолял Колобок _______. Колобку ______ не хотелось умирать.
Слова для справок: его, ему, он, к нему.
Теперь у входа Василиса Премудрая, Туйаарыма Куо, Барби поссорились, кто же первым войдет во дворец. Василиса Премудрая сказала: ? («Я»). Туйаарыма Куо эттэ: ? («Мин»). Barby said: ? («Iam»).
Кто закончит раньше, тот и решит, кому войти во дворец первой.
2) Беседа.
АГА: Местоимения обозначают предметы или указывают на них? (Местоимения не называют предметы, признак предмета или их количество, а указывают на них). В русском языке 9 разрядов местоимений.
АНА: В английском языке «местоимение» называется «The Pronoun». В английском языке 5 разрядов местоимений.
АГА: Давайте посмотрим на таблицу.
Признаки
Местоимение
Солбуйар аат
Pronoun
Лицо
+
+
+
Число
+
+
+
Падеж
+
+
+
Разряд
9
7
5
Какие общие признаки имеет местоимение во всех трех языках? (Местоимения во всех трех языках меняется по лицам, числам, падежам).
В чем различие в местоимении во всех трех языках? (Разные количества разрядов).
Молодцы, справились с третьей задачей. Вы отлично поработали.
Личные (я, ты)
Возвратные (себя)
Вопросительные (кто? чей?)
Относительные (что, чей)
Неопределенные (некто, кое-кто)
Отрицательные (никто, ничей)
Притяжательные (мой, твой)
Указательные (тот, этот)
Определительные (весь, самый)
Сирэй солбуйар аат (мин, эн, кини)
Тардыылаах (миэнэ, эйиэнэ, киниэнэ)
Бэйэни (бэйэм, бэйэц, бэйэтэ)
Ыйар (бу, ити, ол)
Ыйытар (ким, туох, ханнык, хас)
Быhаарыылаах (маннык, оннук, оччо)
Быhаарыыта суох (ким эрэ, туох эрэ, хас эрэ)
Personal pronouns (личные местоимения)
Possessive pronouns (притяжательные местоимения)
Demonstrative pronouns (указательные местоимения)
Indefinite pronouns (неопределенные местоимения)
Self-pronouns pronouns (возвратные местоимения)
4-ый этап (глагол)
Вот наши девочки вошли во дворец. Одели свои красивые наряды для бала-маскарада.
Они начали танцевать. И во время танца разговаривали.
Прошлой весной я тоже танцевала на балу. И вот сейчас танцую. В следующем учебном году я оканчиваю школу, и на банкете я тоже буду танцевать.
Кыргыттар, ааспыт сайын мин үңкүүлүүр ансамбылбын кытта Моква5а үңкүүлээбитим. Билигин эмиэ онно үңкүүлүүбүн. Кэлэр үөрэх дьылыгар эмиэ үңкүүлүө5үм.
Girls, I like to dance very much. I danced rock-n-roll the last year. Now I am dancing with you club dance. I am planning I will dance Latin dances the following year.
- АНА: Now let’s fill the verbs in right tense forms.
Время
Глагол
Туохтуур
Verb
Прошедшее
танцевала
үңкүүлээбитим
danced
Настоящее
танцую
үңкүүлүүбүн
am dancing
Будущее
буду танцевать
үңкүүлүө5үм
will dance
Какие общие признаки имеет глагол во всех трех языках? (Глагол во всех языках имеет все три времени).
В чем различие в глаголе во всех трех языках? (По-разному образуют время, с помощью суффиксов, окончаний, вспомогательных глаголов).
Молодцы, справились с четвертой задачей. Вы отлично поработали.
Вот наши девочки благополучно пришли на бал-маскарад. Они познакомились с царевичами.
IV этап – подведение итогов занятий
На этом наш урок подошел к концу. Но прежде, чем попрощаться, я хочу, чтобы вы оценили работу нашего занятия. Если вы считаете, что урок прошел на отлично, вы показываете пять пальцев, если хорошо, то четыре, если на удовлетворительно, три, ну а если совсем не понравилось, то два.