kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка о частях речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и ситематизации знаний учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение) на родном якутском, русском и иностранном английском языке. Дети на уроке сравнивают части речи, находят сходства и различия частей речи. Урок-исследование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка о частях речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маганинская средняя общеобразовательная школа имени С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»

Муниципальный район «Горный улус»

Республика Саха (Якутия)









Интегрированный открытый урок


Сказка о частях речи



Урок разработан и проведен:

учителем русского языка и литературы

Аввакумовой Г.А.















с.Орто-Сурт

Тема: «Сказка о частях речи».

Цели:

  1. практические:

    • обобщить сходство и различие частей речи в русском, якутском и английском языках;

    • выявить уровень знаний учащихся по теме «Части речи» в русском, якутском и английском языках;

    • научить применять навыки и умения в употреблении частей речи в русском, якутском и английском языках;

  2. образовательные:

    • расширить знания и словарный запас учащихся по данной теме;

  3. развивающие:

    • развивать зрительную и орфографическую зоркость;

    • развивать культуру общения;

    • прививать навыки самостоятельной работы;

  4. воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, доброту, помогая героям урока

  • воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование:

  • презентация по теме;

  • таблица для сравнения

  • карточки для самостоятельной письменной работы

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-сказка.


Ход урока:

I этап – организационный момент:

– Здравствуйте, ребята!

  • Нөрүөн нөргүй, о5олор!

  • Good day, dear friends!

II этап – подготовка к основному этапу урока, сообщение темы и целей урока.

– Я сказочница, я решила рассказать вам сказку о трех хороших девочках. Начну с начала. Ребята, помогайте мне рассказывать сказку. В тридесятом государстве, в тридевятом царстве жил-был ? (царь). У него было ? (три сына): царевич Еремей, царевич Федор и ? (Иван-дурак). Государство было современное, и в дворце царя был Интернет (блюдце и заливное яблочко). Царевичи Еремей, Федор и Иван-дурак познакомились через чудо-блюдце Интернет с красавицами Василисой Премудрой, Туйаарыма Куо и Барби. Они приветствуют вас, ребята.

  • Здравствуйте, ребята! (Василиса Премудрая)

  • Нөрүөн нөргүй, о5олор! (Туйаарыма Куо)

  • Good day, dear friends! (Барби)

– И пригласили царевичи красавиц на бал-маскарад.

– Теперь, ребята, мы как хорошие, добрые люди проводим девочек в тридесятое государство, в тридевятое царство. Мы все вместе будем помогать девочкам преодолевать долгий путь своими знаниями о частях речи. На этом обобщающем уроке рассмотрим сходства и различия частей речи в русском, якутском и английском языках, расширим знания и словарный запас по теме. Как вы поняли, урок у нас будет необычный – урок-сказка.

III этап – обобщение

- Ребята, для того, чтобы девочки удачно прошли всю сказочную дорогу в хорошем здоровье и прекрасном настроении, они должны подкрепиться.

1-ый этап (имя существительное).

1) Словарная работа:

– А сейчас вам предстоит словарная работа. Так как буквы русского и якутского алфавита похожи, мы их будем сравнивать с английскими буквами.

2) Беседа:

АГА: Сколько букв в русском алфавите? (33)

ВМА: Онтон саха алфавитыгар хас буукуба баарый? (40)

АНА: How many letters are in English alphabet? ()


  • АГА: Напишите на доске букву «м» и «m» русского и английского алфавита.

  • АГА: Назовите русскую букву.

  • АНА: Show me English letter “m”, please.

  • АГА: Есть ли сходство в произношении этих букв?

  • АНА: Есть ли сходство в их написании?


  • АГА: На листочке написано слово м…л…ко. Вставьте пропущенные буквы.

  • АНА: Translate this word into the English and write down it (milk).

  • ВМА: Билигин суруйбут тылгытын сахалыы тылбааhын этиц. (үүт).


  • АНА: Suggest, please which word is written here m… …t. Translate it into Russian and Yakut languages (мясо, эт).


3) АГА: Работа с таблицей.

– Теперь поработаем с таблицей, в которую вставляем эти два предыдущих слова с их переводами.

русское слово

якутское слово

английское слово

  • АГА: Я буду вставлять слова в те или иные колонки, а вы будете вставлять их переводы.

русское слово

якутское слово

английское слово

мясо

эт

meat

молоко

үүт

milk

(чай)

чэй

(tea)

лимон

(лимон)

(lemon)

(соль)

(туус)

salt

(рыба)

балык

(fish)


3) АГА: Беседа.

  • Как одним словом можно назвать молоко, мясо, лимон, чай, соль, рыба? (Продукты)

  • Где их можно купить? (В магазине)

  • На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

  • Что обозначают эти слова? (Предмет)

  • Какой частью речи они являются? (Имя существительное)

  • Что называется именем существительным? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

ВМА: Саха тылыгар «имя существительное» диэн ханнык саца чааhай? (аат тыл)

АНА: А в английском языке «имя существительное» называется The Noun.

ВМА: Таблицаны керуеххэйиц.

Признаки

Имя существительное

Аат тыл

Noun

Род

+

(стол – парта – окно)

Число

+

(стол-ы)

+

(остуол-лар)

+

(table-s)

Падеж

+

6 падежей (им.п.)

+

8 падежей (төрүт падеж)

+

2 падежа

(the common case)


  • Ус тылга барытыгар туох маарыhаннаhар баарый? (Ахсаан, падеж).

  • Уратылара? (Род).

  • Маладьыастар, бастакы соруда5ы сепке толордугут? Салгыы бардыбыт.





Загадки:

Вы попали в чудный лес.

Здесь деревья до небес,

Здесь избу на курьих ножках

Можно встретить на дорожках.

По тропинкам бродят звери,

Здесь полным-полно растений,

И хранит покой лесной

Леший, будто часовой.

Чтобы выбраться из леса,

Потрудиться нужно честно,

Нужно Лешему ответить

Дружно на загадки эти.

Весной веселеет,
Летом холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)

Что это за девица? - Не швея, не мастерица,

Ничего себе не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (Береза)

Кто растёт в лесу у дорожки

Есть у них шляпки и ножки. (Грибы)

  • Вот мы вышли из леса.

Все меня топчут, а я всем в пути – помощник. (Тропинка)

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт. (Комар)


  • Вот мы через леса и поля, искусанные комарами, и подошли к дворцу. Какой дворец!






2-ой этап (имя прилагательное).

1) Работа таблицей.

  • Дворец какой? (Золотой). К слову «дворец» подобрали слово «золотой». Слово «золотой» какой части речи? (имя прилагательное). Сейчас продолжим работать с таблицей, но задание немного усложним. Как мы знаем прилагательные в русском языке имеют окончания -ый (-ий, -ой), -ая, -ое, -ые (-ие). Вы, перед тем как вставить слово в соответствующую колонку, приклеите правильное окончание в зависимости от рода имени существительного. Найти их переводы.

  • Дворец какой? (Золот-ой)

  • Какая трава у дворца? (Зелён-ая)

  • Какое платье у Василисы Премудрой? (Красив-ое)

  • Какие девочки? (Хорош-ие)

русское слово

якутское слово

английское слово

золот-ой

(көмүс)

(gold)

зелён-ая

(от күөх)

(green)

красив-ое

(кэрэ)

(beautiful)

хорош-ие

(үчүгэй)

(nice)


2) Беседа.

  • На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

  • Что обозначают эти слова? (Признак предмета)

  • Какой частью речи они являются? (Имя прилагательное)

  • Что называется именем прилагательным? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)

ВМА: Сахалыы «имя прилагательное» ханнык саца чааhый? (да5ааhын)

АНА: А в английском языке имя прилагательное называется “The adjective”.

ВМА: Таблицаны керуеххэйиц.

Признаки

Имя прилагательное

Да5ааhын аат

Adjective

Род

+

(золотой – золотая – золотое)

Число

+

(золотые)

_


Падеж

+


_



  • Бу ус тылга да5ааhын туох маарыннаhар еруттэрдээ5ий? (Нуучча тылыгар да5ааhын родунан, ахсаанынан, падеhынан уларыйар, оттон саха уонна английская тылыгар да5ааhын уларыйбат).

  • Онтон уратылара? (Род).

  • Маладьыастар, саамай сеп. Иккис соруда5ы сепке толордугут. А

  • АНА: Are you tired? Now let’s have a rest. Stand up.

Физкультминутка.

Руки верх

Руки вниз

Руки по бокам

Сели.

Встали,

Руки в стороны,

Повернитесь влево

Повернитесь вправо.

Руки по бокам,

Раз, два, три, прыг.

Раз, два, три, стоп.

Встали.


Hands up –

Hands down,

Hands on hips,

Sit down.

Stand up,

Hands to the sides,

Bend left,

Bend right.

Hands on hips,

One, two, three, hop.

One, two, three, stop.

Stand still


3-ий этап – местоимение.

1) Работа с текстом.

  • Перед вами текст. Герой текста тоже из сказки.

Жил-был на свете Колобок. Колобок очень любил свою бабушку и дедушку. А бабушка и дедушка очень любили Колобка. Колобок также любил гулять по лесу. Однажды Колобок пошел в лес и встретил там Зайца. Заяц подошел к Колобку и спросил: «Ты так вкусно пахнешь. Можно я съем тебя?». «Не ешь меня» - умолял Колобок. Колобку не хотелось умирать.

  • Чтение текста.

  • Беседа по тексту.

  • Текст из детства. Колобок всем нам известен. Текст немного упрощен для того, чтобы показать, чего не хватает в тексте? Или чем изобилует? (Нет местоимений. Много повторений слова «Колобок», его можно было бы заменить местоимениями)

  • Слово «местоимение» состоит из двух слов «вместо имени». Местоимения ставятся вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.

  • Есть ли в тексте еще местоимения? (свою, ты, я, тебя, меня)

  • Теперь я вам листочки, на которых вы должны вместо имени существительного «Колобок» вставить подходящие местоимения.

  • Учащимся выдается карточка с текстом и словами для справок.

Жил-был на свете Колобок. Колобок _____ очень любил свою бабушку и дедушку. А бабушка и дедушка очень любили Колобка ______. Колобок ______ также любил гулять по лесу. Однажды Колобок ______ пошел в лес и встретил там Зайца. Заяц подошел к Колобку ______ и спросил: «Ты так вкусно пахнешь. Можно я съем тебя?». «Не ешь меня» - умолял Колобок _______. Колобку ______ не хотелось умирать.

Слова для справок: его, ему, он, к нему.

  • Теперь у входа Василиса Премудрая, Туйаарыма Куо, Барби поссорились, кто же первым войдет во дворец. Василиса Премудрая сказала: ? («Я»). Туйаарыма Куо эттэ: ? («Мин»). Barby said: ? («I am»).

  • Кто закончит раньше, тот и решит, кому войти во дворец первой.


2) Беседа.

  • АГА: Местоимения обозначают предметы или указывают на них? (Местоимения не называют предметы, признак предмета или их количество, а указывают на них). В русском языке 9 разрядов местоимений.

  • АНА: В английском языке «местоимение» называется «The Pronoun». В английском языке 5 разрядов местоимений.

  • АГА: Давайте посмотрим на таблицу.

Признаки

Местоимение

Солбуйар аат

Pronoun

Лицо

+

+

+

Число

+

+

+

Падеж

+

+

+

Разряд

9

7

5


  • Какие общие признаки имеет местоимение во всех трех языках? (Местоимения во всех трех языках меняется по лицам, числам, падежам).

  • В чем различие в местоимении во всех трех языках? (Разные количества разрядов).

  • Молодцы, справились с третьей задачей. Вы отлично поработали.

  1. Личные (я, ты)

  2. Возвратные (себя)

  3. Вопросительные (кто? чей?)

  4. Относительные (что, чей)

  5. Неопределенные (некто, кое-кто)

  6. Отрицательные (никто, ничей)

  7. Притяжательные (мой, твой)

  8. Указательные (тот, этот)

  9. Определительные (весь, самый)


  1. Сирэй солбуйар аат (мин, эн, кини)

  2. Тардыылаах (миэнэ, эйиэнэ, киниэнэ)

  3. Бэйэни (бэйэм, бэйэц, бэйэтэ)

  4. Ыйар (бу, ити, ол)

  5. Ыйытар (ким, туох, ханнык, хас)

  6. Быhаарыылаах (маннык, оннук, оччо)

  7. Быhаарыыта суох (ким эрэ, туох эрэ, хас эрэ)


  1. Personal pronouns (личные местоимения)

  2. Possessive pronouns (притяжательные местоимения)

  3. Demonstrative pronouns (указательные местоимения)

  4. Indefinite pronouns (неопределенные местоимения)

  5. Self-pronouns pronouns (возвратные местоимения)


4-ый этап (глагол)

  • Вот наши девочки вошли во дворец. Одели свои красивые наряды для бала-маскарада.

  • Они начали танцевать. И во время танца разговаривали.

  • Прошлой весной я тоже танцевала на балу. И вот сейчас танцую. В следующем учебном году я оканчиваю школу, и на банкете я тоже буду танцевать.

  • Кыргыттар, ааспыт сайын мин үңкүүлүүр ансамбылбын кытта Моква5а үңкүүлээбитим. Билигин эмиэ онно үңкүүлүүбүн. Кэлэр үөрэх дьылыгар эмиэ үңкүүлүө5үм.

  • Girls, I like to dance very much. I danced rock-n-roll the last year. Now I am dancing with you club dance. I am planning I will dance Latin dances the following year.

- АНА: Now let’s fill the verbs in right tense forms.

Время

Глагол

Туохтуур

Verb

Прошедшее

танцевала

үңкүүлээбитим

danced

Настоящее

танцую

үңкүүлүүбүн

am dancing

Будущее

буду танцевать

үңкүүлүө5үм

will dance

  • Какие общие признаки имеет глагол во всех трех языках? (Глагол во всех языках имеет все три времени).

  • В чем различие в глаголе во всех трех языках? (По-разному образуют время, с помощью суффиксов, окончаний, вспомогательных глаголов).

  • Молодцы, справились с четвертой задачей. Вы отлично поработали.

  • Вот наши девочки благополучно пришли на бал-маскарад. Они познакомились с царевичами.


IV этапподведение итогов занятий

  • На этом наш урок подошел к концу. Но прежде, чем попрощаться, я хочу, чтобы вы оценили работу нашего занятия. Если вы считаете, что урок прошел на отлично, вы показываете пять пальцев, если хорошо, то четыре, если на удовлетворительно, три, ну а если совсем не понравилось, то два.

  • Итак, какую оценку вы поставите нашей работе?

  • До свидания, ребята!

  • Керсуеххэ диэри, о5олоор!

  • Good bye, friends!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка о частях речи

Автор: Аввакумова Гуля Анатольевна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок  русского  языка    " Глагол  как  часть  речи.""
    ["seo_title"] => string(41) "urokrusskoghoiazykaglagholkakchastriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "286745"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454396359"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок по русскому языку. 5 класс Имя прилагательное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyiurokporusskomuiazyku5klassimiaprilaghatielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства