Синтаксический разбор предложения. Начальная школа XXI века. 4-й класс
Цель:
развитие учебно-информационных и учебно-логических умений,
формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.
Задачи:
Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Развивающая: расширение лингвистического кругозора; развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры общения на уроке.
Здоровьесберегающая: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей детей.
Оборудование:
Компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.
Карточки-задания для работы в парах.
Карточки-задания для работы в группах
Примечания:
* (В скобках даны примерные ответы детей)
Ход урока
1. Орг.момент.
- Ребята, повернитесь друг к другу, приятно улыбнитесь и пожелайте успехов в работе на уроке.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык". [Слайд № 1]
Тема урока "Синтаксический разбор предложения".
- Скажите, пожалуйста, такая тема урока встречается у нас впервые? (Нет.)
- Как вы думаете, что же мы будем делать на этом уроке, если мы прошли эту тему? (Закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения. Может быть узнаем что-то новое о разборе?)
- Давайте вспомним написание этих слов. (Дети говорят куда падает ударение и называют безударную гласную, после этого делается клик мышкой, на экране появляется пропущенная буква. И так после каждого слова.)
- Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее? Почему?
- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
- Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)
4. Актуализация необходимых теоретических знаний.
Следующее задание поможет нам вспомнить алгоритм проведения синтаксического разбора. [Слайд № 4,5,6,7] Закончите предложения:
Предложения по цели высказывания бывают:
Предложения по интонации бывают:
Предложения по наличию второстепенных членов бывают…
Члены предложения бывают…
(Дети дополняют предложения)
5.Работа в парах. (Ребятам раздаются карточки.)
Поработаем с таблицей, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.
Предложения
Повествовательное
Побудительное
Вопросительное
Ребята, берегите природу
Сколько дней в октябре
Ура, каникулы
Птицы улетают на юг
Мойте руки перед едой
Проверка выполнения задания.
6. Попробуйте определить по знакам препинания каким будет предложение по цели высказывания и по интонации. [Слайд № 8). После того, как дети дадут характеристику каждой строки со знаками препинания, делается клик мышкой, на экране появляется возможная характеристика]
?!
.
?
!
- Можно ли по схемам определить цель высказывания и интонацию предложения? (Дети делают вывод, что по схемам можно определить точно только интонацию, а цель высказывания нельзя, так как она может быть в разных вариантах.)
7. Спишите, расставив знаки препинания. Устно сделайте синтаксический разбор (1, 2, 4) предложений по алгоритму. [Слайд № 9,10]
Прошло лето
Улетели на юг птицы ласточки стрижи соловьи
Реже выглядывает из-за туч солнышко
Почему оно прячется
Солнышко выгляни поскорей
(Проверка выполнения заданий.)
8. Физкультминутка для глаз. [Слайд № 11]
- Водите глазками за движущимися предметами.
Проверьте, правильно ли выполнен разбор по членам предложения. [Слайд № 12]
В небе плывут облака. У девочки от усталости слипаются глаза.
(Дети в устной форме исправляют ошибки, делается клик мышкой и ошибки на экране исправляются.)
9. Преобразование нескольких предложений в предложения с однородными членами.
( работа в группах)
-Ребята, я хочу предложить вам одно задание:
- перед вами фрагменты сочинения ученика об осени;
- Я прочитайте весь текст, а вы попытайтесь обнаружить недочеты в тексте
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Осенью дни дождливые. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели. В теплые края улетают ласточки. Улетают утки. Улетают скворцы. Перед отлетом они волнуются. Они кричат. Они суетятся. Начался листопад. Кружатся над землей золотые листья. Кружатся над землей лиловые листья. Кружатся над землей багряные листья.
- Что вы можете сказать об этом сочинении? (предложения некрасивые, в них используется частое повторение слов).
Я разделила текст по группам.
-Что можно сделать с данными описаниями, чтобы получился красивый текст с яркими описаниями осени.? (Нужно распространить предложения, чтобы в них были однородные члены предложения.)
-Для чего нужны однородные члены предложения? (Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины)
- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.
10.Составьте предложение на осеннюю тему, к которому можно дать такую характеристику: повеств., невоскл., распр., есть однор.чл. [Слайд № 13] (Проверка выполнения задания.)
11. Рефлексия.
- Давайте вспомним цель нашего урока.
- Что нам удалось лучше всего сделать?
- Над чем ещё следует поработать?
Домашнее задание.(слайд №14)
Составить 3 предложения (повеств., побуд., вопросит.) и сделать синтаксический разбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Синтаксический разбор предложений"»
Синтаксический разбор предложения. Начальная школа XXI века. 4-й класс
Цель:
развитие учебно-информационных и учебно-логических умений,
формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.
Задачи:
Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Развивающая: расширение лингвистического кругозора; развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры общения на уроке.
Здоровьесберегающая: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей детей.
Оборудование:
Компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.
Карточки-задания для работы в парах.
Карточки-задания для работы в группах
Примечания:
* (В скобках даны примерные ответы детей)
Ход урока
1. Орг.момент.
- Ребята, повернитесь друг к другу, приятно улыбнитесь и пожелайте успехов в работе на уроке.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык". [Слайд № 1]
Тема урока "Синтаксический разбор предложения".
- Скажите, пожалуйста, такая тема урока встречается у нас впервые? (Нет.)
- Как вы думаете, что же мы будем делать на этом уроке, если мы прошли эту тему? (Закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения. Может быть узнаем что-то новое о разборе?)
- Давайте вспомним написание этих слов. (Дети говорят куда падает ударение и называют безударную гласную, после этого делается клик мышкой, на экране появляется пропущенная буква. И так после каждого слова.)
- Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее? Почему?
- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
- Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)
4. Актуализация необходимых теоретических знаний.
Следующее задание поможет нам вспомнить алгоритм проведения синтаксического разбора. [Слайд № 4,5,6,7] Закончите предложения:
Предложения по цели высказывания бывают:
Предложения по интонации бывают:
Предложения по наличию второстепенных членов бывают…
Члены предложения бывают…
(Дети дополняют предложения)
5.Работа в парах. (Ребятам раздаются карточки.)
Поработаем с таблицей, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.
Предложения
Повествовательное
Побудительное
Вопросительное
Ребята, берегите природу
Сколько дней в октябре
Ура, каникулы
Птицы улетают на юг
Мойте руки перед едой
Проверка выполнения задания.
6. Попробуйте определить по знакам препинания каким будет предложение по цели высказывания и по интонации. [Слайд № 8). После того, как дети дадут характеристику каждой строки со знаками препинания, делается клик мышкой, на экране появляется возможная характеристика]
?!
.
?
!
- Можно ли по схемам определить цель высказывания и интонацию предложения? (Дети делают вывод, что по схемам можно определить точно только интонацию, а цель высказывания нельзя, так как она может быть в разных вариантах.)
7. Спишите, расставив знаки препинания. Устно сделайте синтаксический разбор (1, 2, 4) предложений по алгоритму. [Слайд № 9,10]
Прошло лето
Улетели на юг птицы ласточки стрижи соловьи
Реже выглядывает из-за туч солнышко
Почему оно прячется
Солнышко выгляни поскорей
(Проверка выполнения заданий.)
8. Физкультминутка для глаз. [Слайд № 11]
- Водите глазками за движущимися предметами.
Проверьте, правильно ли выполнен разбор по членам предложения. [Слайд № 12]
В небе плывут облака. У девочки от усталости слипаются глаза.
(Дети в устной форме исправляют ошибки, делается клик мышкой и ошибки на экране исправляются.)
9. Преобразование нескольких предложений в предложения с однородными членами.
( работа в группах)
-Ребята, я хочу предложить вам одно задание:
- перед вами фрагменты сочинения ученика об осени;
- Я прочитайте весь текст, а вы попытайтесь обнаружить недочеты в тексте
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Осенью дни дождливые. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели. В теплые края улетают ласточки. Улетают утки. Улетают скворцы. Перед отлетом они волнуются. Они кричат. Они суетятся. Начался листопад. Кружатся над землей золотые листья. Кружатся над землей лиловые листья. Кружатся над землей багряные листья.
- Что вы можете сказать об этом сочинении? (предложения некрасивые, в них используется частое повторение слов).
Я разделила текст по группам.
-Что можно сделать с данными описаниями, чтобы получился красивый текст с яркими описаниями осени.? (Нужно распространить предложения, чтобы в них были однородные члены предложения.)
-Для чего нужны однородные члены предложения? (Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины)
- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.
10.Составьте предложение на осеннюю тему, к которому можно дать такую характеристику: повеств., невоскл., распр., есть однор.чл.. [Слайд № 13] (Проверка выполнения задания.)
11. Рефлексия.
- Давайте вспомним цель нашего урока.
- Что нам удалось лучше всего сделать?
- Над чем ещё следует поработать?
Домашнее задание.(слайд №14)
Составить 3 предложения (повеств., побуд., вопросит.) и сделать синтаксический разбор.