Синонимы и наша речь. Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения.
Синонимы и наша речь. Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения.
Использование мною технологии проблемного обучения на уроках русского языка ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствует развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием технологии проблемного обучения, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.
Приёмы проблемного изложения знаний происходят на трёх этапах урока:
1) Актуализация знаний.
2) Постановка проблемы.
3) "Открытие" детьми нового знания.
"Открытие" детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этапе актуализации знаний создаётся проблемная ситуация, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.
Все приёмы обучения, используемые на уроке, способствуют осуществлению познавательной деятельности учащегося. Дети работают в парах, группах, задают вопросы, отвечают на вопроосы других, Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синонимы и наша речь. Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения.»
СИНОНИМЫ И НАША РЕЧЬ
Урок русского языка в 5 классе с использованием технологии проектного обучения
Разработка урока учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории
Воловенко Валентины Александровны
п. Недокура 2016 год
Пояснительная записка
Использование мною технологии проблемного обучения на уроках русского языка ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Синонимы и наша речь» также построен с использованием технологии проблемного обучения.
Методы и формы обучения - создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная форма обучения.
Используется наглядно-демонстрационный материал - презентация по теме урока.
Структура урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.
Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах урока:
1) Актуализация знаний.
2) Постановка проблемы.
3) «Открытие» детьми нового знания.
«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этапе актуализации знаний создаётся проблемная ситуация, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.
Проблемная ситуация на уроке создаётся также такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:
1. Раскрыть понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Подписать под каждым прилагательным существительное , которое может сочетаться с данным признаком.
2. Записать несколько глаголов к общему по смыслу глаголу «упасть». Объяснить, какими смысловыми оттенками они различаются. Своё объяснение построить как связный монолог.
Все приёмы обучения, используемые на уроке, способствуют осуществлению познавательной деятельности учащихся. Дети работают в парах, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы.
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Воловенко Валентина Александровна
Класс: 5
УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М.Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5- 9 классы. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык» 5кл., в 2 ч., авторы Ладыженская Т.А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2016.
Предмет: русский язык
Тема: «Синонимы и наша речь»
Тип урока: комбинированный
Цель: систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями синонимов
Планируемые результаты
Предметные знания Предметные действия
УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозна-чными словами; функции синонимов в речи (вырази-тельность, средство связи предложений в речи, сред-ство преодоления неоправ-данного повторения слов), уметь определять общее ле-ксическое значение сино-нимов: подбирать синони-мы к данным словам; опре-делять смысловые и сти-листические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования сино-нимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависи-мости от разных целей; пре-одолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с синонимами.
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
Ход урока
Название этапа урока
Задача, которая должна быть реше-на (в рамках дости-жения планируе-мых результатов урока)
Формы организации деятельности учащихся
Действия учителя по организации деятельности учащихся
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)
Результат взаимо-действия учителя и учащихся по дости-жению планируе-мых результатов урока
Диагностика достижения планируемых результатов урока
1. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к ус-воению изучае-мого материала
Фронтальная
Вступительное слово (слайд 6 презентации)
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют го-товность к уроку
Учащиеся осозна-ют учебнопознава-тельную задачу, планируют необходимые действия, работают в парах (обменива-ются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей)
Листы обратной связи
2. Актуализация и проблемное учебное действие
Словесно-иллю-стративный рас-сказ, просмотр мультимедийной презентации, со-провождающей ход урока
Индивидуальная и фронтальная
Создаёт пробле-мную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины
Учащиеся осу-ществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след-ственные связи, принимают и сохраняют учебную задачу, задают во-просы, отвечают на вопросы других, формулируют соб-ственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
3. Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа, ответы на вопросы
Индивидуальная, групповая
Задаёт вопросы по теме «Слово и его лексическое значение» (слайд 7)
Обдумывают отве-ты на вопросы и осознают, что зна-ний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания
Осознают свои трудности и стре-мятся к их преодо-лению, проявляют способность к са-мооценке своих действий, посту-пков, устанавлива-ют причинно-след-ственные связи, де-лают выводы, осо-знают недостаточ-ность своих знаний
Устные ответы
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затру-днения
Раскрытие сущно-сти новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной дея-тельности учащих-ся. Словесно-иллюстрированный рассказ
Индивидуальная, групповая
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащи-мися, принима-ющими её на себя (слайды 8, 9)
Формулируют цель учебной деятельно-сти в диалоге с учи-телем. Смотрят
презентацию, вос-принимают на слух иформацию, осваи-вают лингвистиче-ские термины. Вы-деляют главное, ус-танавливают при-чинно-следствен-ные связи между отдельными язы-ковыми явлениями
Ученики осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуж-дать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо-любием, извлекают необходимую ин-формацию из про-слушанного объяс-нения учителя, вы-сказываний одно-классников, систе-матизируют соб-ственные знания, планируют необхо-димые действия, действуют по пла-ну, строят неболь-шие монологичес-кие высказывания, осуществляют сов-местную деятель-ность в парах и рабочих группах
Вопросы для уточнения информации
5. Творческая прак-тическая деятель-ность по реализа-ции построенного проекта
Раскрытие сущно-сти новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной дея-тельности учащих-ся. Подбор своих примеров, иллю-стрирующих при-роду изучаемого языкового явления, составление связ-ных рассказов об изученных нормах. Работа со словарём синонимов
Фронтальная, индивидуальная
Объясняет сущ-ность новых поня-тий. (слайд 10-15)
Показывает «Словарь синонимов русского языка». Дополняет ответы
(слайд 16)
Формулируют соб-ственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения. В со-трудничестве с учи-телем и одноклас-сниками делают выводы. Работают с учебными пособиями
Ученики приобре-тают новые знания, умения, совершен-ствуют имеющиеся, читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоя-тельно находят её в материалах учебни-ков, контролируют учебные действия, замечают допущен-ные ошибки, осо-знают правило контроля и исполь-зуют в решении учебной задачи
Устные ответы
Физминутка
Фронтальная
Проводит физминутку (слайд 17)
Выполняют эле-ментарные физии-ческие упражнения
Осознают необходимость заботы о здоровье
6. Первичное закрепление с комментированием
Обобщение и си-стематизация зна-ний и формирова-ние рациональных способов примене-ния их на практике. Беседа по вопро-сам, Письменная работа, игра. Вы-полнение разноу-ровневых обучаю-щих упражнений
Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом кто-то из ребят по желанию предлагает своё решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку
Ученики осваивают новые виды дея-тельности, участ-вуют в творческом созидательном про-цессе, осуществля-ют для решения за-дач операции ана-лиза, синтеза, срав-нения, классифи-кации, устанавли-вают причинно-следственные свя-зи, делают обобще-ния, выводы
Вопросы для уточнения информации
7. Включение в систему знаний. Повторение
Обобщение полученных на уроке сведений. Самостоятельная работа по учебнику с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная, групповая
Объясняет задание, создаёт условия для устранения пере-грузки учащихся и овладения новым учебным материа-лом непосредствен-но на уроке
Работают по учебнику. (Проверяют себя по слайду 20)
Приобретают уме-ния использовать приобретённые зна-ния и умения в пра-ктической деятель-ности и в повседне-вной жизни, оцени-вают свою работу, исправляют и объ-ясняют ошибки
Вопросы для уточнения информации
8. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по вопро-сам, комментирова-ние выставленных оценок.
Индивидуальная, групповая
Задаёт вопросы для рефлексии, просит оценить работу с помощью сигналь-ных карточек (урок понравился - карто-чку с улыбающим-ся лицом, нет - кар-точку с грустным лицом)
Отвечают на вопросы учителя, определяют своё эмоциональное состояние на уроке
Приобретают уме-ние мотивированно организовывать свою деятельность, оценивают свою работу, строят небольшие монологические высказывания
Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи
9. Домашнее задание
Проектирование выполнения до-машнего задания
Фронтальная
Даёт домашнее задание (слайд 9)
Проектируют вы-полнение домашне-го задания
Развёрнутый сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности
Вступительное слово (слайд 1 презентации)
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза (6 слайд)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
на поднятых парусах.
(Ученики слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку)
II. Актуализация и проблемное учебное действие
- Но наш корабль большой и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «Завести». А так как урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путём. Корабль начнёт свой путь только тогда, когда вы расскажете всё, что знаете о лексике.
(Ученики смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины)
III. Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа и ответы на вопросы
- Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику.)
- Большинство слов имеют лексическое значение. Что это такое?
Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)
- Ребята, сколько лексических значений может иметь слово?
-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение?
(Однозначные.)
- Как называются слова, имеющие два или более лексических значений?
(Многозначные)
- Молодцы! Отправляемся в страну Лексика! (7 слайд)
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
-Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».(слайд 8)
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).
2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
В течение урока мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов.
(Запись в тетради числа, темы урока)
- В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. (Определение на слайде 9)
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- Внимание на экран. Мы прогуливаемся по стране Лексика. Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.
(Слайды 10 -15) (Записывают синонимы в тетради)
- Теперь попробуйте сами:
петух- (кочет, диал.)
курица- (хохлатка)
бежать- (мчаться)
глаза (нейтр._- (очи, устар.) - (гляделки, простореч.)
- В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарём З. Е. Александровой. (слайд 16)
Показывается «Словарь синонимов русского языка».
В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним.
(Ученики рассматривают словарь)
Физминутка
(17 слайд)
VI. Первичное закрепление с комментированием
- А теперь мы решим грамматические задачи.
(слайды 18 - 19)
Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает своё решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку. Учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи представлены на слайдах.
Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков. (Записывают в тетрадях). Такой приём называется «градация».
- Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком.
(Например: сад, дом, небоскрёб, город, наводнение)
Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу глаголу «упасть», объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Своё объяснение постройте как связный монолог.
Результат: шлёпнуться, грохнуться, рухнуть.
Упасть может любой (нейтральное слово). Шлёпнуться - слово разговорного стиля, употребляется, когда иронизируем над своей неловкостью. Рухнуть - стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании - «упасть неожиданно, тяжело».
VII. Включение в систему знаний. Повторение.
- Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 68, с. 161-162).
- Предлагаю выполнить упр. 365 ( по заданию)
(Проверка по слайду 20)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
-Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.