Цель урока: систематизация сведений о синонимах и антонимах.
Задачи:
Формирование умений и навыков грамотного и правильного использования синонимов и антонимов в устной и письменной речи. Обогащение словарного запаса учащихся.
Развитие выразительного чтения, памяти, мышления, наблюдательности.
Воспитание любви к природе, к прекрасному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синонимы. Антонимы.»
Класс 7
Провела: Алпысбаева Акмарал Медеубаевна.
Тема: Синонимы. Антонимы.
Цель урока: систематизация сведений о синонимах и антонимах.
Задачи:
Формирование умений и навыков грамотного и правильного использования синонимов и антонимов в устной и письменной речи. Обогащение словарного запаса учащихся.
Развитие выразительного чтения, памяти, мышления, наблюдательности.
Воспитание любви к природе, к прекрасному.
Тип урока: урок-повторение.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Приёмы: групповые, индивидуальные и фронтальные.
Оборудование: интерактивная доска, слайд-презентация, музыка Чайковского «Времена года», иллюстрации картин И.И. Шишкина, кроссворд.
Ход урока.
Организационный момент.
Ученики сидят по 3 группам.
На экране картина И.И. Шишкина «Зима». Звучит музыка. Ученики читают стихотворения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Брусова, С. Есенина.
Учитель: ребята, почему урок начинаем со стихотворений о зиме?
Ответы учащихся.
Учитель: обратим внимание на кроссворд, который поможет сформулировать тему урока.
С
И
Н
О
А
Н
Т
О
Н
И
М
Ы
И
М
Ы
Вопросы:
Как и с помощью чего мы выражаем мысли, чувства, называем предметы, действия и явления?
Какой цветок королева приказала доставить во дворец в сказке «Двенадцать месяцев»?
Тип речи, называющий признаки предметов, явлений, животных?
Что за странный человек.
Прибыл в двадцать первый век: Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла?
Слова с противоположным значением.
Часть слова, которая находится перед корнем.
Слова одинаковые по звучанию и написанию.
Автор басни «Мартышка и очки».
Учитель: материал знаком с предыдущих классов. Цель урока: систематизировать сведения о синонимах и антонимах.
Ученики записывают число и тему урока.
Фронтальный опрос.
Что изучает лексика?
Что такое омонимы?
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Как вы понимаете синонимический ряд?
Антонимические пары?
Ученики приводят примеры.
Закрепление.
Учитель: обратим внимание на интерактивную доску. Задание: заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
Синонимы
Антонимы
Горе
Друг
Холод
Работа
Говорить
Грусть
Слова для вставок: Товарищ Радость Беда Враг Рассказывать Труд Мороз Тепло Молчать Безделье Тоска Счастье.
Работа по тексту.
Задания: А) определить тип речи, стиль речи.
Б) найти синонимы, антонимы и записать в тетрадь
Раздаются тексты по группам. Звучит музыка.
1 группа
Зима. За окнами снег, вьюга… или метель? Или пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
2 группа
- Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?
- Не знаю.
- Думай! Снег, снегирь… ну?
- К нам со снегом прилетают? Да?
- Конечно
Мчится тройка, то взлетая вверх, на пригорок, то срываясь вниз, то снова взлетая… словно по воздуху, почти не трогая копытами землю, - летят, несутся кони.
3 группа
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые, прозрачные лежат под деревьями сугробы. День был мягкий, тёплый. Когда явилось яркое, ослепительное солнце и разогрело, то деревья и травы глянули тонкими светящимися, сверкающими узорами из тёмного леса, что не хватило бы алмазов всей земли. Особенно хороша была блестящая сверху донизу королева – сосна.
Грамматическая пятиминутка.
Задание: синтаксический разбор предложений, морфологический разбор слов: в поле, к утру.
Загуляла, разгулялась в поле непогода.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.
Продолжаем работу по теме. Задания по группам.
1 группа
Задание: внимательно прочитайте пословицы и выберите подходящие слова.
Маленький мир лучше ……. драки
Горькая правда лучше ……. лжи
Лучше враг умный, чем друг ……
Кто хочет много знать, тому надо …. спать
2 группа
Задание: записать в две колонки слова антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.
3 группа
Задание: запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединённые здесь слова.
Посеешь – Пожнёшь
Летом – Зимой
Дело – Потеха
Свет – Тьма
Легко – Трудно
Составить синквейны по группам.
Учитель: ребята, на уроке мы много говорили о зиме. Какие прилагательные, существительные можно использовать для характеристики зимы?
1 группа
Синквейн по слову мороз.
2 группа
Синквейн по слову зима.
3 группа
Синквейн по слову лес.
Проверка работы.
Учитель: ребята, сегодня на уроке мы читали стихотворения известных поэтов, работали по текстам о зиме. Как они описывали зиму? (словами, стихами). А как художник описывает зиму? (красками). Внимательно посмотрим на картину И.И. Шишкина «Зима» и составим предложения по картине.
Д/З: написать мини-сочинение о зиме, используя слова из стихотворений, синонимы и антонимы, которые мы можем употребить для описания зимы.