Формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов, учить детей находить и выделять необходимую информацию и применять на практике общие учебные знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
Управлять поведением учащихся: контроль, коррекция, оценка действий товарищей;
в) Регулятивные:
Формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;
Потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное;
Вносить необходимые дополнения и коррективы в план.
3. Личностные:
Формировать уважительное отношение к иному мнению;
Формировать потребность грамотно употреблять слова родного языка;
Развивать навыки сотрудничества с взрослым.
Воспринимать русский язык, как явление национальной культуры;
Понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
Актуализация изученного материала (познавательно-закрепляющий этап)
Проверка домашнего задания
- Что такое лексическое значение слова?
Работа в парах
Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарем.
Соловей, игла, трава, сырник. (Игла- многозначное слово, остальные однозначные)
Корень, язык, зима, группа. (Зима- однозначное, остальные многозначные)
III. Работа над новой темой
1. Постановка проблемы урока
- Прочитайте пары слов
Белый- черный
Мир- война
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.
- Такие слова называются …(антонимы.)
- Слова, противоположные по значению.
Храбрый- отважный
Веселье- радость
-Разделите их на две группы.
- Что общего у этих слов?
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.
- Как такие слова называются …(синонимы.)
- Слова близкие по значению
Формирование темы и цели урока
-Сформулируйте тема урока?
- Слова синонимы и антонимы.
-Какая цель нашего урока?
-Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.
1. Работа с учебником: с.42 правило читаем.
После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.
IV.Работа по теме урока
Упр.68, с.42 Используйте словарь синонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике.
Упр.69, с.42 Самостоятельное выполнение
Работа со словом из словаря
Отгадайте загадку.
«Есть общее название Природы состояния. От времени года Зависит … (Погода)
-Найдите слово погода в орфографическом словаре.
-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
-Составьте предложение со словом погода, запишите.
-Запомните написание этого слова
V. Физкультминутка «Игра наоборот»
Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
1. Вперед –назад
2. Вниз –вверх
3. Назад –вперед
4. Присел –подпрыгнул
5. Подпрыгнул –присел
VI. Закрепление изученного материала
Упр.71, с.43 Самостоятельное выполнение.
Упр.72, с.44
- Прочитайте текст. О чем в нем говорится? Почему автор так назвал свой текст?
-Назовите антонимы. Какие слова называются антонимами?
VII. Рефлексия
- Давайте, каждый из вас одним предложением скажет, что он узнал на уроке.
Урок заканчивать пора, Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин. И если ты запомнил их, Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь …(низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь …(близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь …(пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты …(нашел). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец). Теперь начало я скажу, - Ты отвечай …(конец).
-Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц
Маленькое дело лучше…безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья)
Не спеши языком, …делом. (Не спеши языком, торопись делом)
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Какую задачу мы перед собой ставили?
-Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего необходимо умение подбирать синонимы и антонимы к словам?