Данный урок позволяет развивать умение формулировать определение понятий; развивать умение находить синонимы в тексте; формировать умение использовать синонимы в речи; развивать умение различать синонимы в тексте; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения; учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; развивать умение подбирать синонимы к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Образовательные: познакомить с определением синонимов; с различными оттенками значений синонимов, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; с ролью синонимов в речи; со словарями синонимов.
2. Практические: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.
развивать умение формулировать определение понятий;
развивать умение находить синонимы в тексте;
формировать умение использовать синонимы в речи;
развивать умение различать синонимы в тексте;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения;
учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
развивать умение подбирать синонимы к слову.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
мультимедийная презентация к уроку;
учебник, словари русского языка (орфографический, толковый, синонимов); карточки индивидуальные.
Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Минута релаксации
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Принцип психологической комфортности.
Приветственное слово учителя.
- Добрый день, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Приветствие учащихся.
Актуализация прежних знаний.
Ответьте на вопросы:
- Что такое лексика?
- Какая наука о языке изучает лексику?
- Какие слова называются однозначными? многозначными?
- Что такое омонимы?
- Что такое антонимы?
2. Выпишите словосочетания с многозначными словами в первый столбик, а с омонимами во второй.
вид на море – вид спорта
шелковое полотно – полотно конвейера
курносый нос – нос самолёта
свадебный наряд – наряд милиции
кузнечный горн – звонкий горн
вращающийся вал – городской вал
ловить мяч – ловить момент
лист бумаги – капустный лист
Вызов. Формирование новых понятий и знаний.
Словарная работа.
Громада, громоздить, громоздкий,
громадный.
____________________
Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
Лексическая разминка.
Задание: подберите к данным словам другие прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер.
Громоздкий, громадный,…
Знакомство с новыми понятиями.
Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом.
Могут быть синонимические ряды
существительных(работа – труд – дело – занятие);
прилагательных(влажный – мокрый – сырой);
глаголов(бежать – спешить – торопиться);
наречий(тут – здесь);
фразеологизмов(переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом).
Перемена.
Что случилось в пятом классе?
Что за шум здесь, что за гам?
Скачут Таня, Витя, Саша,
Прыгают Наташа с Машей.
Засмеялись Толя с Пашей,
Прыснули от смеха Даши,
Захихикал и Захар.
Мимо парт несётся Сонька,
А за ней бежит Алёнка,
Мчатся, никого не видя,
Женька, Оля, Надя, Дима,
И летят во весь опор
Лена, Галя и Егор.
А в сторонке, у окошка,
Очень тихо, про себя,
Учит правило, наверно,
Ученик – отличник Гена.
Что же здесь произошло?
Это просто ПЕРЕМЕНА!
Словом, всё здесь хорошо!
Найти синонимы в этом стихотворении.
4. Использование синонимов в художественных текстах.
Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль.
Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла.
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги… на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
С.Я.Маршак
Физкультминутка.
Осмысление. Формирование новых умений и навыков.
Работа с упражнением в учебнике.
Отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака.