2 | Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие | -Вспомните, что мы называем синонимами? Можем ли мы назвать языковые единицы, записанные на доске, синонимами? Почему? Высокий – долговязый Не обращает внимания – ухом не ведёт Прекрасный день лета – прекрасный летний день Построил дом – когда дом был построен. Проблемная ситуация - Давайте посмотрим на примере предложений, как может происходить синтаксическая синонимия. Замените придаточную часть СПП обособленными определениями, выраженными причастным оборотом. Улица, по которой он шёл, была красивая, асфальтированная, обсаженная липами. Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы. Елки. Которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперед и протянули ветки. И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело. - Изменился ли смысл высказывания при преобразовании СПП в ПП? - Мы использовали синтаксическую синонимию. Попробуйте сформулировать определение синтаксической синонимии. | Отвечают на вопросы. Предполагается: Осуществляют подбор синонимических конструкций для замены придаточной части СПП. Выявление затруднения: не во всех пр-ях такая замена возможна (невозможна, если союзное слово «который» стоит в косвенном падеже с предлогом). /акцентировать внимание, но подробно не объяснять/. Учащиеся формулируют определение (выдвигают версии/гипотезы). Синтаксическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения. (после обсуждения определение проецируется на экран) | 3 мин. 5 мин. 3 мин. |
3 | Целеполагание и первичное закрепление | - Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? - С синонимией СПП и ПП мы уже познакомились. Выполните Упр.114 (самостоятельно) | Учащиеся формулируют цели и возможные пути достижения. Выполняют задание Упр.114 (редактирование СПП). Самопроверка – правильный вариант проецируется на экран. | 5 мин. |
4 | Закрепление изученного | Проблемная ситуация - Мы работали сейчас с СПП. Как вы думаете, возможна ли синтаксическая синонимия в других видах СП? - Сравните предложения. Отличаются ли они по своему значению? Можем ли мы эти пр-я назвать синонимическими конструкциями? Он говорил проще всех, и его слова трогали сердце. Он говорил проще всех, поэтому его слова трогали сердце. Он говорил проще всех – его слова трогали сердце. - Замените СПП синонимическими сложными синтаксическими конструкциями. Когда Матрена умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны. Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него. Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. - Упр.204 (выписать два БСП, заменить синонимичными союзными СП) | Учащиеся выдвигают версии, приходят к выводу, что синонимия возможна в разных видах СП. Заменяют предложения синон. конструкциями. Выполняют задание, совершенствуя навыки работы над синт. синонимами. | 5 мин. 5 мин. 5 мин. |
5 | Подведение итогов урока | - Зачем, по вашему мнению, мы изучали синтаксические синонимы? Запишите предложение, заполняя пропуски и расставляя знаки препинания. Под ____________ синонимами подразумеваются ______ по смыслу синтаксические конструкции, различающиеся либо _________значения, либо ____________окраской, либо _______ в _______стилях речи, либо ________ из этих признаков одновременно. Например: Дерево держится корнями ? человек друзьями. Дерево держится корнями ? а человек друзьями. Если дерево держится корнями? то человек друзьями. | Высказывают различные точки зрения. Выполняют задание, проверяя его посредством сравнения с правильным вариантом на экране. Знаки препинания объясняются. | 5 мин. |