kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимия сложного предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Синонимия сложного предложения" по учебнику Т.А.Ладыженской.  

Цель: познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии.

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи: 

  1. Образовательные: закрепить знания об СП и знаках препинания в СП; познакомить с понятием синтаксической синонимии;
  2. Развивающие: развитие речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и анализировать;
  3. Воспитывающие: формирование коммуникативных навыков

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимия сложного предложения »

План – конспект урока по теме

СИНОНИМИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии.

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепить знания о СП и знаках препинания в СП; познакомить с понятием синтаксической синонимии;

  • Развивающие: развитие речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и анализировать;

  • Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие познавательных интересов, формирование навыка делового сотрудничества, сравнения разных точек зрения, умения считаться с мнением другого человека;

  • Метапредметные: построение речевого высказывания в устной форме, осуществление сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование, формирование умения формулировать проблему и создание способов ее решения, оценивание результатов деятельности;

  • Предметные: продолжение формирования навыка расстановки знаков препинания в СП, использование различных синонимичных синтаксических конструкций в устной и письменной речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, поисковая.

Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова: науч. ред. Н.М.Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.











СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Запись в тетрадях даты и вида работы.

Записывают в тетрадях

1 мин.

2

Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие

-Вспомните, что мы называем синонимами? Можем ли мы назвать языковые единицы, записанные на доске, синонимами? Почему?

Высокий – долговязый

Не обращает внимания – ухом не ведёт

Прекрасный день лета – прекрасный летний день

Построил дом – когда дом был построен.

Проблемная ситуация

- Давайте посмотрим на примере предложений, как может происходить синтаксическая синонимия. Замените придаточную часть СПП обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.

  1. Улица, по которой он шёл, была красивая, асфальтированная, обсаженная липами.

  2. Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.

  3. Елки. Которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперед и протянули ветки.

  4. И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.

- Изменился ли смысл высказывания при преобразовании СПП в ПП?

- Мы использовали синтаксическую синонимию. Попробуйте сформулировать определение синтаксической синонимии.


Отвечают на вопросы.

Предполагается:

  • Актуализация изученного,

  • Обоснование пробного учебного действия




Осуществляют подбор синонимических конструкций для замены придаточной части СПП.

Выявление затруднения: не во всех пр-ях такая замена возможна (невозможна, если союзное слово «который» стоит в косвенном падеже с предлогом). /акцентировать внимание, но подробно не объяснять/.




Учащиеся формулируют определение (выдвигают версии/гипотезы). Синтаксическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

(после обсуждения определение проецируется на экран)

3 мин.








5 мин.













3 мин.

3

Целеполагание и первичное закрепление

- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели?

- С синонимией СПП и ПП мы уже познакомились. Выполните Упр.114 (самостоятельно)

Учащиеся формулируют цели и возможные пути достижения.

Выполняют задание Упр.114 (редактирование СПП). Самопроверка – правильный вариант проецируется на экран.

5 мин.

4

Закрепление изученного

Проблемная ситуация

- Мы работали сейчас с СПП. Как вы думаете, возможна ли синтаксическая синонимия в других видах СП?

- Сравните предложения. Отличаются ли они по своему значению? Можем ли мы эти пр-я назвать синонимическими конструкциями?

Он говорил проще всех, и его слова трогали сердце.

Он говорил проще всех, поэтому его слова трогали сердце.

Он говорил проще всех – его слова трогали сердце.


- Замените СПП синонимическими сложными синтаксическими конструкциями.

  1. Когда Матрена умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны.

  2. Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него.

  3. Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше.

- Упр.204 (выписать два БСП, заменить синонимичными союзными СП)


Учащиеся выдвигают версии, приходят к выводу, что синонимия возможна в разных видах СП.







Заменяют предложения синон. конструкциями.







Выполняют задание, совершенствуя навыки работы над синт. синонимами.


5 мин.









5 мин.








5 мин.


5

Подведение итогов урока

- Зачем, по вашему мнению, мы изучали синтаксические синонимы? Запишите предложение, заполняя пропуски и расставляя знаки препинания.

Под ____________ синонимами подразумеваются ______ по смыслу синтаксические конструкции, различающиеся либо _________значения, либо ____________окраской, либо _______ в _______стилях речи, либо ________ из этих признаков одновременно. Например:

Дерево держится корнями ? человек друзьями. Дерево держится корнями ? а человек друзьями. Если дерево держится корнями? то человек друзьями.


Высказывают различные точки зрения. Выполняют задание, проверяя его посредством сравнения с правильным вариантом на экране. Знаки препинания объясняются.

5 мин.

6

Рефлексия

- Что нового мы узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке и поставьте себе.

Оценивают свою деятельность

0,5 мин.

7

Домашнее задание

Повт. пар.34-35, Упр.199/200 (на выбор)









2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Синонимия сложного предложения

Автор: Бурцева Анна Анатольевна

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока в 9 классе по теме "Сложное предложение с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "177144"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424590413"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема урока: "Бессоюзное сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(48) "tiemaurokabiessoiuznoieslozhnoiepriedlozhieniie1"
    ["file_id"] => string(6) "315028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459821531"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Бессоюзное  сложное предложение с отношениями пояснения и дополнения "
    ["seo_title"] => string(84) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-otnoshieniiami-poiasnieniia-i-dopolnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414919500"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка в 5 классе "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "169394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423403855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства