Обучающие: систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навыки грамотного письма;
Развивающие: развивать интерес к урокам русского языка средствами самого урока;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; обсуждение темы дружбы, нравственности, духовности.
План урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные и служебные части речи »
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата проведения: 05. 03. 2014.
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Класс: 7.
Цели урока:
Обучающие: систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навыки грамотного письма;
Развивающие: развивать интерес к урокам русского языка средствами самого урока;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; обсуждение темы дружбы, нравственности, духовности.
План урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание (дифференцированное, по выбору учащихся).
7. Выставление и комментирование оценок.
Продолжительность урока: 45 минут.
Ход урока.
Языковая разминка.
Слайд 1.
Войдя в служебную каюту, капитан и его помощник долго не могли заговорить.
Войдя в служебную каюту капитан и его помощ_ник долго (не)м_гли заг_в_рить.
(распр., двусоставное, невоскл.)
3. Подводящий к теме диалог.
Обратите внимание на определение, стоящее со словом каюта.
Прошу вас выделить все морфемы в слове служебный. Окончание, основа, корень (однокоренные слова), суффикс.
Учитель: Объясните лексическое значение слова «служебный» в данном словосочетании. Слайд 2.
(Словарная работа: 1. относящийся к службе, работе; 2. вспомогательный, подсобный).
Учитель: Назовите все части речи, употреблённые в данном предложении. (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, наречие, глагол, союз, предлог, частица). – цветные распечатки.
Учитель: Если бы вам предложили разделить эти слова на 2 группы, какой принцип деления вы положили бы в основу? (имена - не имена, изменяемые - неизменяемые, самостоятельные - служебные).
Учитель: В каком лексическом значении употреблено слово «служебный» в словосочетании «служебные части речи»? (во 2-м).
4. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Ребята, предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему.
Учитель: Попробуем сформулировать цели нашего урока. Для чего, с какой целью мы это изучаем?
(Систематизировать полученные ранее знания о самостоятельных и служебных частях речи, узнать, в чём их различие, какую функцию они выполняют, уметь находить и различать служебные и самостоятельные части речи в тексте)
Учитель: И какие же слова будут ключевыми на нашем уроке?
Части речи
Самостоятельные Служебные
Учитель: Ребята, перед вами несколько предложений, которые разделены в 2 столбика. Объясните принцип разделения этих предложений?
Слайд 3.
Глаза слепы. Искать надо сердцем. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.
У каждого человека свои звезды. Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы.
Учитель: Давайте разберём по одному предложению из каждой группы.
Мы с вами видим, что можно составить предложения из самостоятельных частей речи, а как быть с служебными?
(Служебные части речи не могут быть членами предложения.)
Чтобы в этом ещё раз убедиться откроем учебник на странице 134 и прочитаем правила.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть на текст. Вам необходимо вставить пропущенные слова, которые даны внизу упражнения.
— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! — А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе...
(Слайд 4)
— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, _____ меня! — А что для этого надо делать? — ____ Маленький принц. — Надо запастись ______, — ответил Лис. — _____ сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя _____ поглядывать, а ты молчи. _____ только мешают понимать друг друга. Но __ каждым днем садись немного ближе...
Учитель: Какое произведение напомнили вам эти строки? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Учитель: Бывают уроки, посвящённые одной теме, на некоторых уроках мы можем совместить несколько тем сразу, например «Самостоятельные и служебные части речи». Но не у каждого урока есть дополнительная тема, которая отличается от изучаемого материала. Иначе это называется «Имя урока». И звучит оно, как прямая цитата из произведения «Маленький принц» «А как это – приручить?»
Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
Учитель:
- Почему люди больше не имеют друзей?
- А какие именно люди? Кто они? (взрослые).
- А как вы думаете, почему именно взрослые себя так ведут?
- Что значит ПРИРУЧИТЬ?
- Какой рецепт даёт лис нашему принцу?
— А как это — приручить? — Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы. — Узы? — Вот именно, — сказал Лис.
Какое слово является ключевым в этом диалоге?
Узы. Как вы это понимаете?
УЗЫ, уз.
1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).
2. перен. То, что связывает, соединяет (высок.). тесные связи, отношения, единство, существующие между кем-, чем-нибудь.
У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.
Выводы.
Закончить тем, что дети отличаются хорошим чувством юмора, многое для них кажется смешным, позитивным, они часто улыбаются. И мы попробуем решить шуточную задачу.
В шуточной задаче, придуманной Г. Остером специально для маленьких гениев, встречаются слова, которых не существует в русском языке. Однако они могут быть распределены по частям речи.
(Слайд 10)
Классифицируйте слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.
Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол и его формы
Служебные части речи
…
…
…
…
- Все ли придуманные автором слова относятся к самостоятельным или служебным частям речи?
- Можем ли мы, не зная лексического значения слова, назвать его морфологические признаки? (Да.) Выполните устный морфологический разбор слова «сурых».
5. Подведение итогов урока.
Итак, вернёмся к ключевым словам нашего урока.
-Почему они называются ключевыми? (Они являются «ключом» к новым знаниям).
- Что узнали на уроке, чему новому учились?
(Узнали, в чём существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных: они не имеют обобщённого грамматического значения, морфологических признаков, самостоятельной синтаксической роли. Научились находить в тексте служебные части речи и определять их функции).
- Как можно разграничить самостоятельные и служебные части речи? (Самостоятельные части речи имеют обобщённое грамматическое значение - служебные части речи не имеют обобщённого грамматического значения; самостоятельные части речи имеют морфологические признаки - служебные части речи не имеют морфологических признаков; самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения, они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения).
6. Объяснение домашнего задания
Дома вам предстоит выполнить упражнение 325. Прочитаем задание. Но вам нужно постараться выделить все части речи и обозначить орфограммы.