Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме "Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности". 11 класс.»
Упражнения по теме «Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности»
I вариант
Упражнение 1
Прочтите дружеские советы. С чем вы согласны, а с чем готовы поспорить? Раскройте некоторые пункты плана на примере из практики вашего речевого общения.
Хочешь говорить правильно, помни!
- При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразием она располагает.
- Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.
- Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не говори (не пиши) для того, чтобы произвести впечатление на слушающего (читающего).
- При изложении материала придерживайся классической схемы: Что? Почему? (Для чего?) Как? (Каким образом?). В запасе знаний уподобляйся айсбергу, а не кувшину с водой.
- Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя (читателя) думать.
- Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.
- Твое слово должно быть по росту мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.
- Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.
- В выступлениях придерживайся принципа: у каждого, с кем ты сталкиваешься во время спора (полемики, диспута, дискуссии) есть в чем-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.
- Во время спора (полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.
- Не пускай сорную траву на свое речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.
Упражнение 2
Внимательно прочитайте предложения из книги «Не говори шершавым языком. О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ» (авторы М.Горбаневский, Ю.Караулов, В.Шаклин). Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
1. Наши оконные рамы обладают неукоснительным качеством. 2. Быть информированным является самыми яркими завоеваниями российской демократии. 3. вы никогда не задумывались, что нужно одеть, чтобы появиться под куполом цирка… 4. Мы представляем вам уникальные кухонные ножи. 5. Я чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим. 6. Критерии оценки деятельности наших подразделений является раскрываемость преступлений. 7. Одену очки, чтобы лучше видеть.
Упражнение 3
Запишите текст, применяя правила правописания.
I. Этика общения или речевой эт..кет требует соблюден..я в определе..ных с..туациях некоторых правил языкового пов..дения. Этический комп..нент культуры речи про..вляет себя главным образом в речевых актах целенаправл..нных речевых действиях а именно выр..жение просьбы вопроса благ..дарности приветл..вости поздр..вления и т.п. Речевой акт осуществляет(?)ся по особым принятым в данн..м обществе в дан..ое время прав..лам к..торые определяются многими внелингв..стическими факторами возр..стом учас(?)ников речево..о акта офиц..альными или (не)официальными отн..шениями между ними и т.д.
II. Особая область этики общен..я явные и безусловные запреты на использ..вание опред..ленных языковых средств напр..мер в любых ситуациях катег..рически запр..щается скверн..словие. (Под) запретом могут находит(?)ся и некоторые инт..рнациональные языковые средства разгор на «повыше..ных тонах» срывы на крик. При этом этика общения (не) запрещает эмоц..ональную речь с достаточно «сильными» выр..жениями типа это черт знает что такое! (Е.Ширяев).
Упражнение 4
Прочитайте диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Деловой человек поднял голову. - Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов… - Пятьсот миллионов чего? Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя. - Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе. - Это что же, мухи? - Да нет же, такие маленькие, блестящие. - Пчелы? - Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда. - А звезды? - Вот-вот. Звезды. - Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность. - Так что же ты делаешь со всеми этими звездами? - Что делаю? - Да. - Ничего не делаю. Я ими владею. - Владеешь звездами? - Да. - Но я уже видел короля, который… - Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же. - А для чего тебе владеть звездами? - Чтобы быть богатым. - А для чего тебе быть богатым? - Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет. «Он рассуждает, почти как тот пьяница», - подумал Маленький принц.
Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького принца и делового человека (письменно).
Упражнения по теме «Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности»
II вариант
Упражнение 1
Прочтите дружеские советы. С чем вы согласны, а с чем готовы поспорить? Раскройте некоторые пункты плана на примере из практики вашего речевого общения.
Хочешь говорить правильно, помни!
- При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразием она располагает.
- Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.
- Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не говори (не пиши) для того, чтобы произвести впечатление на слушающего (читающего).
- При изложении материала придерживайся классической схемы: Что? Почему? (Для чего?) Как? (Каким образом?). В запасе знаний уподобляйся айсбергу, а не кувшину с водой.
- Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя (читателя) думать.
- Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.
- Твое слово должно быть по росту мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.
- Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.
- В выступлениях придерживайся принципа: у каждого, с кем ты сталкиваешься во время спора (полемики, диспута, дискуссии) есть в чем-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.
- Во время спора (полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.
- Не пускай сорную траву на свое речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.
Упражнение 2
Внимательно прочитайте предложения из книги «Не говори шершавым языком. О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ» (авторы М.Горбаневский, Ю.Караулов, В.Шаклин). Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
Порывы ветра достигали пятнадцать – двадцать метров в секунду. 2. Ему нужно кардинальное изменение ситуации. 3. Проснувшись завтра, за окном уже будет ноябрь. 4. Стиль его программы весьма традиционный. 5. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. 6. Последнее высказывание является кредом любой уважающей себя супермодели. 7. Нам сейчас необходимо принять все меры.
Упражнение 3
Запишите текст, применяя правила правописания.
I. В определени.. культуры речи существе..ную роль игра..т коммуникативный компонент. Г.О.Винокур так выр..зил его суть Для каждой цели свои средства таков должен быть лозунг лингв..стически культурного общ..ства. Коммуникативный компонент играет реша..щую роль в дост..жении целей общения. Можно не нарушать норм языка соблюдать все правила этики общения но при этом созд..вать (не)удовлетворительные тексты. Например многие инструкц..и по пользованию бытовой техник.. пренасыще..ны спец..альной терминологией и потому (не)понятны (не)специалисту. Если какая(либо) лекция читается без учета того что реально извес..но слушателям о предмете лекц..и у лектора мало шансов быть прин..тым аудиторией.
II. В языке существу..т функци..нальные разновидности например разговорная речь и функци..нальные стили например, официально(деловой) научный публицистический. Каждая функциональная разновидность имеет свои особе..ности. Если например офиц..ально-деловой стиль требует знания и употр..бления готовых речевых формул и штампов (нельзя произвольн.. писать за..вления прот..колы и т.п.) то зашт..мпованность разговорной и публ..цистической речи св..детельствует о пл..хом вл..дении этими функциональными разн..видностями речи. Умение свободно (в)соответствии с задач..ми общения пер..ходить с одной функциональной разновидност.. языка на другую важный пок..затель культуры речи (Е.Ширяев).
Упражнение 4
Прочитайте диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Деловой человек поднял голову. - Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов… - Пятьсот миллионов чего? Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя. - Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе. - Это что же, мухи? - Да нет же, такие маленькие, блестящие. - Пчелы? - Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда. - А звезды? - Вот-вот. Звезды. - Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность. - Так что же ты делаешь со всеми этими звездами? - Что делаю? - Да. - Ничего не делаю. Я ими владею. - Владеешь звездами? - Да. - Но я уже видел короля, который… - Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же. - А для чего тебе владеть звездами? - Чтобы быть богатым. - А для чего тебе быть богатым? - Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет. «Он рассуждает, почти как тот пьяница», - подумал Маленький принц.
Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького принца и делового человека (письменно).