Просмотр содержимого документа
«Русского языка "Имя существительное"»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имя существительное. Что обозначает имя существительное.
Цель урока: Организация самостоятельной деятельности учащихся, направленная на повторение части речи – существительное, через коллективную работу по анализу предложенного языкового материала.
Постановка темы урока.
На доске слова: Дядя; арбуз; сыр; море; ладонь
- Ребята, прочитайте слова.
- На какие вопросы отвечают данные слова? (кто? что?)
- Как вы думаете, что обозначают данные слова? (предмет)
- Определите по тем признакам, что мы уже назвали, какой частью речи являются слова, написанные на доске. (имя существительное)
- Итак, тема нашего урока: Имя существительное.
2. Определяем цели урока.
(Постановка целей на несколько уроков)
На доске написаны слова (пословица)
Повторение – мать учения.
- Составьте, пожалуйста, из данных слов предложения.
- В чем особенность данного предложения? (все слова в предложении – имя существительное)
- Какой смысл передает пословица?
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
- Давайте сформулируем цели урока.
- Повторить …
3. Мотивация.
-Что мы должны сделать сегодня на уроке для достижения поставленной цели? (Повторить морфологические признаки имени существительного)
- Давайте заполним табличку.
ЗНАЕМ:
(заполняем табличку вместе)
НЕ ЗНАЕМ, НО МОЖЕМ УЗНАТЬ
4. Ход урока.
- Давайте запишем предложение.
Божья коровка качается на ветке (дополнение).
- Сравним морфологические признаки двух слов.
Качается
Вопрос (Что делает?)
Что обозначает? (действие предмета)
Признаки: наст. вр., несов., I спр., возвр.
Синтаксическая роль: сказуемое
На ветке
Что? (на чем?)
Предмет
Ж.р., ед.ч., П.п., 1 скл.
Дополнение
- А теперь давайте составим полное значение термина «имя существительное», пользуясь табличкой. (Имя существительное – это самостоятельная часть речи…)
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Опишите, что вы видите на картинке, используя в своей речи только имена существительные. Запишите описание в свои тетради.
- Какое значение имеют записанные вами слова? (конкретный предмет, состояние, явление)
- Обратимся к статье учебника (с. 247-248) и сравним с нашими добытыми знаниями. (Сравниваем с эталоном)
- Выполним упражнение 695. Необходимо распределить предложенные слова по группам.
А) космические тела и явления. Б) земля и ее недра. В) растения. Г) животные. Д) явления природы. Е) вещества. Ж) факты, события.
- Дополните группы слов своими примерами.
- Составьте и запишите распространенные предложения с тремя любыми именами существительными (Проверяем правильность написания предложения).
6. Обобщение / повторение
- Вернемся к нашей пословице: Повторение – мать учения.
- Докажите, что слово «повторение» - имя существительное (что? Предмет, ср.р., II скл., И.п., в предложении является подлежащим)
7. Подводим итоги.
- Вернемся к теме урока. Своими словами повторите все, что мы узнали об имени существительном.
- Скажите, пожалуйста, мы достигли нашей цели? (повторить)
8. Контроль и самооценка.
Учитель раздает карточки с текстом (термин «имя существительно»).
- Вставьте, пожалуйста, вместо пропусков недостающие слова
Имя существительное - это _____________часть речи, которая отвечает на вопросы:___________, _____________; имеет грамматические признаки:_____________,__________,_____________,______________; изменяется по:__________,___________; в предложении является_______________,___________,__________.
- На обратной стороне карточки напишите, пожалуйста, все ли вам понятно было на уроке, остались ли вопросы, что нужно еще раз повторить. Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?