Просмотр содержимого документа
«Русский литературный язык и его стили»
Русский литературный язык и его стили.
Урок-практикум. 9 класс.
Цель: повторение и обобщение знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи; повышение языковой компетентности учащихся.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. Фронтальный опрос.
-Что такое русский литературный язык? В чём его отличие от других форм
национального языка?
( Р. л. яз.— это высшая форма языка, которая, в отличие от других форм национального языка, имеет систему норм, т.е. требований к произношению,
лексике, грамматике.)
- Что такое стиль языка?
(Стиль- совокупность средств языка для выражения определённых мыслей в определённых условиях, с определённой целью.)
- Назовите основные стили речи.
- Почему художественный стиль речи соединён не только с другими стилями речи, но и с просторечьем и диалектами?
(В стиле художественной литературы используются языковые средства различных стилей, а в диалогах, в характеристике действующих лиц- разговорная лексика, просторечные и диалектные слова.)
3.Проверка домашнего задания.
-Некоторые из вас приняли решение поступать в среднее специальное учебное заведение. Большинство продолжит учёбу в 10 классе. Вам придётся писать заявление о приёме в техникум или школу.
Вы получили к этому уроку задание написать такое заявление, используя свои знания об официально- деловом стиле,
Класс проверяет текст заявления, записанного учеником до урока на закрытой доске.
Цель: проверка правильности оформления заявления.
2 ученика читают тексты своих заявлений.
Класс рецензирует работы: выдержан ли текст в официально-деловом стиле.
Редактирование текста учащимися.
-Мы знаем, что выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают её более эмоциональной.
- Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи?
- Вашему вниманию предлагается заявление, написанное героем рассказа Михаила Зощенко.
Можно ли считать его деловым документом?
Заявление.
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально- опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.
Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться,
Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.
Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.
Константин Печёнкин.
- Укажите стилевые несоответствия.
- Для чего автор использует эти стилевые несоответствия?
- Что ещё способствует созданию комического эффекта?
5.Работа над текстом публицистического стиля.
- Обратите внимание на записанный на доске текст.
- Определите стилевую принадлежность этого текста.
Нам дан во вл…дение самый б…гатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Мы приняли в дар бл…стательный и неслыха…о богатый язык наших классиков.
Всегда ли мы обр…щаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его гражданской це…ости. Исти…ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Любите родной язык, и он откроет перед вами кладезь народной мудрости.
К.Паустовский
( Публицистический стиль. Это статья, и её цель - воздействие на читателя. Автор поднимает важную проблему - бережное отношение к родному языку, воспитание любви к нему.)
-Какова идея текста?
(Любовь к языку тесно связана с любовью к своей родине, своему народу.)
Тест позволит нам быстро проверить, как вы умеете определять стили речи.
I часть теста - ответы на 5 теоретических вопросов (см.тест)
II часть- практическое определение стилей речи.
Шифр на доске.
1. Разговорный
2. Публицистический
3. Научный
4. Официально-деловой
5. Художественный
6. Если рассмотреть под микроскопом тонкий срез, взятый из любого органа человека, то можно увидеть, что наше тело, подобно животным и растительным организмам, имеет клеточное строение.
7. Остров окутан тишиной. В тёмной зелени острова разгораются золотые шары апельсинов. Приветливо улыбаются цветы.
8. - Много, сынок, всяких стран на земле.
- А ты там был?
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
9. Байкал! Чьё сердце не отзовётся на это слово, такое знакомое и близкое чуть ли не каждому жителю нашей Родины? Байкал-это не только кладовая природных ресурсов, не только колоссальное хранилище пресной воды, но и творение уникальной красоты.
10. Ввиду предстоящего половодья и паводка на близлежащих реках в течение 2-х недель предприятия должны работать в аварийном режиме.
Использование подобных средств выразительности, с помощью которых автор создаёт образ предмета, явления, стремится воздействовать на чувства читателей, - одна из особенностей художественного стиля речи.
- Есть ли в стихотворении прямое указание на присутствие автора?
- Но неужели мы не чувствуем здесь его присутствия, его настроения? Что можно сказать об этом человеке?
(Поэтическая натура. Человек с богатым воображением.)
И это тоже особенность художественного стиля.
-На нашем уроке в рубрике «Проба пера» прозвучат стихи ребят, которых посетило вдохновение и которые попытались в стихах передать свои мысли и чувства, связанные с временами года.
(Звучат стихи).
Может быть, прослушав эти поэтические зарисовки, вы по-новому увидите своих одноклассников. А может быть, захотите попробовать своё перо?
Итоги урока.
ТЕСТ
«РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ»
I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: