kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский литературный язык и его стили (урок-практикум). 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторение и обобщение знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи; повышение языковой компетентности учащихся. Актуализация знаний, орфоэпическая разминка, акцентологическая разминка. Работа с таблицей. Определение стилевой принадлежности текста. Стилистические задачи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский литературный язык и его стили (урок-практикум). 9 класс »

Русский литературный язык и его стили

Урок-практикум. 9 класс


Цель: повторение и обобщение знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи; повышение языковой компетентности учащихся.



Ход урока

«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Георг Гегель


Предполагаемый ответ: «Нужно учиться многому и каждый день»

 Актуализация знаний.

Преподаватель:

- Красивая речь- это ежедневная работа над ней. Предлагаю над этим и поработать.

-Орфоэпическая разминка. Произнесите правильно слова. Проанализируйте ответ по критериям, они на слайде.

Скучно,  деградация, пустячный, скворечник, очечник, астма, Ильинична, яичница, бутерброд, дерматин, пресса, шинель.

-Акцентологическая разминка. Прочитайте слова, правильно поставив ударение. Проанализируйте ответ по критериям, они на слайде.

вы прАвы, аргумЕнт,вЫборы, вЫборов, пОнял, жалюзИ, киломЕтр,досУг, слУчай, процЕнт, квартАл, докумЕнт,щавЕль, каталОг, звонИт, тОрты.


1. Вступительное слово учителя.

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать, Что задача не простая.

Мысль словами выражать Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа, Речь, статья или роман?

Заявление на соседа, Что устроил балаган.

В языке во всём система. Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, - Нужно стили речи знать!

Учитель: Какова главная мысль стихотворения?

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой - либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, написать статью или письмо, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким - либо текстом.

Какие вы знаете стили речи (на доске таблица)? Работа с таблицей – каждого таблица









Определите стилевую принадлежность текста….

Официально-деловой стиль - устно проговариваем заявление и каждый пишет в тетради

Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в пределах трех зональных равнинных областей: тундровой, лесотундровой и лесной. Тундра – пространство приполярных областей со скудной мелкой растительностью. Тундровая зона расположена за Полярным кругом. Климат здесь суровый, избыточно влажный. С полярной ночью и полярным днем, с сильными ветрами. Вечная мерзлота. Повсюду мохово-лишайниковая растительность, на юге - кустарниковая на тундровых глеевых почвах. Территория используется для пастбищного оленеводства.



(Характерно наличие терминов, употребление слов в их прямом назначении, исключена эмоциональная лексика разговорного характера, преобладание глагольных форм н. в. 3 лица, т.д… Главное назначение научного текста - описать явления, предметы, назвать их и объяснить.)

Публицистический стиль – текст – пишем в тетради

Нам дан во вл…дение самый б…гатый, меткий, могучий и поистине волшеб­ный русский язык. Всегда ли мы обр…щаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его гражданской це…ости. Исти…ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Любите родной язык, и он откроет перед вами кладезь народной мудрости.

К. Паустовский

(Публицистический стиль. Это статья, и её цель - воздействие на читателя. Автор поднимает важную проблему - бережное отношение к родному языку, воспитание любви к нему.)

-Какова идея текста? (Любовь к языку тесно связана с любовью к своей родине, своему народу.)

-Назовите стилевые особенности этого текста. (Логичность, образность, эмоциональность, призывность.)

-Определите языковые средства, типичные для публицистики. (Риторический вопрос: «Всегда ли...»; побудительное предложение: «Любите родной язык...»; эмоционально-окрашенные слова, которые создают оценку: «язык могучий, волшебный, неслыханно богатый»; общественно-политическая лексика: «гражданская ценность».)

- Записать текст. Объяснить орфограммы, пунктограммы.

















Художественный стиль – пишем в тетради

Продрогшая а…ея смотрит серо,

Ее р…сницы - мокрые листы -

Др…жат. Все пот…ряло веру

В тепло. Глаза домов пусты.

С. Кобозева

(Это художественный стиль. Автор рисует картину дождливого дня. Почти каждое словосочетание - образ!

- Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды.

(Метафора, сравнение, эпитет).

-Как передана стремительность дождя, динамика движения? (При помощи глаголов совершенного вида).

-Какие ещё образы создают эту удивительную поэтическую зарисовку?

«продрогшая аллея» (эпитет - олицетворение)

«ресницы - мокрые листы» (скрытое сравнение, метафора)

«глаза домов» (метафора).


Разговорный стиль

- Много, сынок, всяких стран на земле.

- А ты там был?

- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.

- А какая Италия?

- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.


(Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность)


Научный стиль

Обратимся к стихотворению. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный, В нём – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно В описании явленья.

Образности в стиле нет, Тропы – не в участии.

В центре не один предмет, А общее понятие.

Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -..

Ученики: Научный!


Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины. Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.  







Итоги урока.


Стилистические задачи:

  1. Утром по вынужденным обстоятельствам мы уехали в Салехард – офиц-дел

  2. Россия и другие страны выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества - публицистический

  3. Птичка несет в клюве маленькую веточку, необходимую при постройке гнезда - художественный

  4. Ученые малость перестарались при проведении реакции с серной кислотой - научный

  5. Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется - разговорный

  6. Музыка – важнейший фактор нашего спектакля.. - публицистический

  7. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания – разговорный

  8. Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности – научный

  9. Статья 64. Долг каждого гражданина РФ — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонаци-онального государства (Из Конституции СССР) – офиц-делов

  10. Мирные инициативы социалистических стран указывают путь к нормализации международной обстановки – публицистический































Контрольное списывание по русскому языку в 7 классе

с грамматическим заданием


Прогулка с удовольствием

Вышел я на середину широкого, п…крытого зеленой муравой дв…ра и посм…трел вокруг себя. И во сне не в…дал я безобразно-оригинальнее здания, какое ув…дел теперь наяву. Ни тени стройности! Ни малейшей си…метрии! Двух окон во всем здании нет одной вел…чины. Во всем здании какое-то умышл…нное без…бразное разнообразие. Окна, двери, крыши, трубы – все ссор…лось между собою. Из-за какого-то сарая с круглым окном и шестиугольной дверью выгл…дывали три старых вяза.


Задание

  1. Спиши текст

  2. Вставь пропущенные буквы

  3. Подчеркнуть во всех предложениях грамматические основы

  4. Подчеркнуть одной линией предлоги

  5. Сделать синтаксический разбор первого предложения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский литературный язык и его стили (урок-практикум). 9 класс

Автор: Корозникова Анжела Александровна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства