Русский литературный язык и его стили (урок-практикум). 9 класс
Русский литературный язык и его стили (урок-практикум). 9 класс
Цель: повторение и обобщение знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи; повышение языковой компетентности учащихся. Актуализация знаний, орфоэпическая разминка, акцентологическая разминка. Работа с таблицей. Определение стилевой принадлежности текста. Стилистические задачи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А сейчас, ребята, послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):
Нужно ясно понимать, Что задача не простая.
Мысль словами выражать Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа, Речь, статья или роман?
Заявление на соседа, Что устроил балаган.
В языке во всём система. Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, - Нужно стили речи знать!
Учитель: Какова главная мысль стихотворения?
Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой - либо текст.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, написать статью или письмо, нужно знать, в каком стиле его оформлять.
Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким - либо текстом.
Какие вы знаете стили речи (на доске таблица)? Работа с таблицей – каждого таблица
Определите стилевую принадлежность текста….
Официально-деловой стиль - устно проговариваем заявление и каждый пишет в тетради
Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в пределах трех зональных равнинных областей: тундровой, лесотундровой и лесной. Тундра – пространство приполярных областей со скудной мелкой растительностью. Тундровая зона расположена за Полярным кругом. Климат здесь суровый, избыточно влажный. С полярной ночью и полярным днем, с сильными ветрами. Вечная мерзлота. Повсюду мохово-лишайниковая растительность, на юге - кустарниковая на тундровых глеевых почвах. Территория используется для пастбищного оленеводства.
(Характерно наличие терминов, употребление слов в их прямом назначении, исключена эмоциональная лексика разговорного характера, преобладание глагольных форм н. в. 3 лица, т.д… Главное назначение научного текста - описать явления, предметы, назвать их и объяснить.)
Публицистический стиль – текст – пишем в тетради
Нам дан во вл…дение самый б…гатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обр…щаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его гражданской це…ости. Исти…ая любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Любите родной язык, и он откроет перед вами кладезь народной мудрости.
К. Паустовский
(Публицистический стиль. Это статья, и её цель - воздействие на читателя. Автор поднимает важную проблему - бережное отношение к родному языку, воспитание любви к нему.)
-Какова идея текста? (Любовь к языку тесно связана с любовью к своей родине, своему народу.)
-Назовите стилевые особенности этого текста. (Логичность, образность, эмоциональность, призывность.)
-Определите языковые средства, типичные для публицистики. (Риторический вопрос: «Всегда ли...»; побудительное предложение: «Любите родной язык...»; эмоционально-окрашенные слова, которые создают оценку: «язык могучий, волшебный, неслыханно богатый»; общественно-политическая лексика: «гражданская ценность».)
- Был! В Италии, во Франции, В Норвегии был - моряком ведь ходил.
- А какая Италия?
- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты разные растут.
(Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность)
Научный стиль
Обратимся к стихотворению. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:
Стиль логичный, объективный, В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно В описании явленья.
Образности в стиле нет, Тропы – не в участии.
В центре не один предмет, А общее понятие.
Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -..
Ученики: Научный!
Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины. Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?
Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.
Итоги урока.
Стилистические задачи:
Утром по вынужденным обстоятельствам мы уехали в Салехард – офиц-дел
Россия и другие страны выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества - публицистический
Птичка несет в клюве маленькую веточку, необходимую при постройке гнезда - художественный
Ученые малость перестарались при проведении реакции с серной кислотой - научный
Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется - разговорный
Музыка – важнейший фактор нашего спектакля.. - публицистический
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности – научный
Статья 64. Долг каждого гражданина РФ — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонаци-онального государства (Из Конституции СССР) – офиц-делов
Мирные инициативы социалистических стран указывают путь к нормализации международной обстановки – публицистический
Контрольное списывание по русскому языку в 7 классе
с грамматическим заданием
Прогулка с удовольствием
Вышел я на середину широкого, п…крытого зеленой муравой дв…ра и посм…трел вокруг себя. И во сне не в…дал я безобразно-оригинальнее здания, какое ув…дел теперь наяву. Ни тени стройности! Ни малейшей си…метрии! Двух окон во всем здании нет одной вел…чины. Во всем здании какое-то умышл…нное без…бразное разнообразие. Окна, двери, крыши, трубы – все ссор…лось между собою. Из-за какого-то сарая с круглым окном и шестиугольной дверью выгл…дывали три старых вяза.
Задание
Спиши текст
Вставь пропущенные буквы
Подчеркнуть во всех предложениях грамматические основы