kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык 8 ,9 класс Тема: «Односоставные предложения. Употребление в разных стилях и типах речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  русского языка в 8 классе, по теме употребление  односоставных предложений в разных стилях речи, урок построен в соответствии с применением в практической деятельности новых подходов в преподавании и обучении( групповая форма работы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 8 ,9 класс Тема: «Односоставные предложения. Употребление в разных стилях и типах речи»»

Русский язык 8 ,9 класс

Тема: «Односоставные предложения. Употребление в разных стилях и типах речи»

Цель:

  • обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки саморегуляции учащихся; развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,

  • определять виды односоставных предложений,

  • воспитывать любовь к художественной литературе.

  • Умение употреблять односоставные предложения в разных стилях речи



Содержание урока .

I Организационный момент   1 мин

Слово учителя. Создание положительного настроя.
Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам  (слайд 1) Эйнштейна: «Открытия совершаются тогда, когда все  думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает». Попробуем быть незнайками, чтобы  стать гениями. Но помним, что в науке решает  99%   пота и  только 1% таланта. Потрудимся!
Вспомним Правила работы в группе!

Давайте познакомимся! ( члены группы берутся за руки и желают 1 пожелание)

- Обратите внимание на работу группы , так как потом мы подведем итог нашей работы и каждая группа подарит « Похвальный бутерброд»

Оценочный лист.

II Актуализация знаний.

1. Разминка 1 мин – учащиеся поднимают цифры

1 Задание для устной разминки: найдите четвертое лишнее, обоснуйте свой выбор.  Поднять сигнальную карточку с номером предложения
(слайд 2) 
1) На морозном воздухе было трудно дышать. 
2) Мне не хотелось возвращаться. 
3) На востоке синело. 
4) Падали свечи. (двусоставное) Все остальные - односоставные 
(слайд 3) 
1) Малыш не спит. 
2) Приближается вечер. 
3) Сердце громко стучит. 
4) Сижу за решеткой в темнице сырой (односоставное). Все остальные двусоставные.  1 балл
- О чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему нашего урока? (слайд) 1 мин

- Определите цели урока? 1 минТема

2. Игра «Да-Нет-ка» («Тонкие вопросы») слайд -2 отметка в маршрутном листе 5 мин

Согласен!! не согласен

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет)

Проверка и выставление оценок 2 мин

Критерии оценок:

«5» - 10б

«4» - 8-9б

«3» - 6-7б

«2» - менее 6б

III. Осмысление и изучение нового

1. Повторение теории. Игра «Путаница» (слайд 4) 5 мин

Определите верно теоретический материал- карты

 

Виды

Формы выражения главного члена предложения

Примеры

 

1

Определённо-личные

Глаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени;

множ. числа прош. времени.

(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и )

Уже смеркается.

К вечеру подморозит.

В садах окапывают деревья.

Быть грозе великой.

Нет ни гроша.

Об экзаменах сообщено.

Мне страшно..

 

2.

Неопределённо-личные

Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит).

Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ).

Инфинитив.

Слова "нет", "нельзя"

Краткие прилаг.  и причастия на –О.

Слова состояния на –О.

Раннее утро.

Вот и беседка.

Светало.


3.

 

Обобщённо-

личные

Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения

(подставляем:  я, мы, ты, вы)

В дверь стучат.

Принесли почту.

Цыплят по осени считают.

 

4.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего)

Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения).

Пословицы.

Стой за правду горой.

5.

 

Назывные

Глаголы:2 лица един. числа и 3 лица множ. числа.

Люблю грозу в начале мая.

Поедешь со мной?

Верните книгу в библиотеку.

Слайд 5 Путаница (Правильный вариант) Каждая группа озвучивают по одному виду предложения 5 мин

 

Виды

Формы выражения главного члена предложения

Примеры

 

1

Определённо-личные

Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения

(подставляем:  я, мы, ты, вы)

Люблю грозу в начале мая.

Поедешь со мной?

Верните книгу в библиотеку.

 

2.

Неопределённо-личные

Глаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени;

множ. числа прош. времени.

(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и )

В дверь стучат.

В садах окапывают деревья.

Принесли почту.

3.

 

Обобщённо-

личные

Глаголы:2 лица един. числа и 3 лица множ. числа.

Пословицы.

Стой за правду горой.

Цыплят по осени считают.

 

4.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего)

Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит).

Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ).

Инфинитив.

Слова "нет", "нельзя"

Краткие прилаг.  и причастия на –О.

Слова состояния на –О.

Уже смеркается.

К вечеру подморозит.

Светало.

Быть грозе великой.

Нет ни гроша.

Об экзаменах сообщено.

Мне страшно.

5.

 

 

Назывные

 Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения).

 

 

Раннее утро.

Вот и беседка.

Критерии оценивания:

«5» -0 ошибок

«4» - 1 -2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

2. «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» (2 сек) (капитаны) Ученик достаёт себе предложение из бочки и делает его синтаксический разбор.

  1. Возьми на радость из моих ладоней немного солнца и немного меда. (опред.личн)

  2. Какое голубое небо, какая луна!. (назывное)

  3. Поэтов травили, ловили на слове, им сети плели…(неопред-личное)

  4. На улицах угрюмых было скучно и морозно. (безличное)

  5. Чужим умом умен не будешь (обобщенно-личное)

3. Прием «Кластер» работа с текстом (6 слайд) Опережающее домашнее задание 10 мин

Вы должны были прочитать текст, определить тип каждого предложения и определить к какому стилю речи относится данный текст.

- В чем особенность данного текста? (публицистический стиль, художественный стиль, научный стиль)

СОЛОВЕЙ

Давайте поговорим о соловьях. О них сейчас говорят редко и мало. Тугайский соловей водится в Южной Европе, северной половине Африки, а также Юго-Западной Азии. Часто ли сейчас можно услышать соловьиную трель, увидеть соловья, время от времени перелетающего с места на место. Своими размерами и относительно высокими ногами он несколько напоминает дрозда. В полевых условиях его можно узнать по длинному каштаново-бурому хвосту с черной предвершинной полосой и белой вершиной. Прислушайтесь. Утро. В кустах щелкнуло и затихло. Потом опять щелкнуло, как будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на вкус тишину. Гнездовья его в открытых ландшафтах степного и полупустынного характера с кустарниками. Сельский виноградник. Самец поет на возвышенных местах, на отдельно стоящих деревьях и кустах, заборах и телеграфных столбах. Тотчас на свист откликаются десятки птичьих голосов, и внезапно соловьиный раскат пронесся по зарослям. А когда-то “соловушка”, как и береза, был символом России, неотъемлемой ее частью.

Задание: сформировать текст своего стиля, прочитать и определить тип каждого предложения, сделать вывод.

1,3 группы работает с текстом публицистического стиля

2,4 группы – с текстом научного стиля

5 группа – с текстом художественного стиля

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ Докладывает один из участников выбранный группой.

Слайд 7 1,3 ГРУППА: - Давайте поговорим о соловьях. (определенно-личное предложение обобщенного характера) О них сейчас говорят редко и мало. (неопределенно-личное предложение обобщенного характера) Часто ли сейчас можно услышать соловьиную трель, увидеть соловья, время от времени низко перелетающего с места на место. (безличное предложение) А когда-то “соловушка”, как и береза, был символом России, неотъемлемой ее частью.(двусоставное предложение)

- Это текст публицистического стиля. В нем встречаются обычно все виды односоставных предложений, чаще обобщенного характера.

Слайд 8 5 ГРУППА: - Утро. (назывное) Сельский виноградник. (назывное) Прислушайтесь.(определенно-личное обобщенного характера) В кустах щелкнуло и затихло. (безличное) Потом опять щелкнуло (безличное), будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на вкус тишину. (двусоставное) Тотчас на свист откликаются десятки птичьих голосов (двусоставное), и внезапно соловьиный раскат пронесся по зарослям. (двусоставное)

Это текст художественного стиля. В нем встречаются все виды односоставных предложений.

Слайд 4,2 ГРУППА: - Тугайский соловей водится в Южной Европе, северной половине Африки, а также Юго-Западной Азии.(двусоставное) Своими размерами и относительно высокими ногами он несколько напоминает дрозда.(двусоставное) В полевых условиях его можно узнать по длинному каштаново-бурому хвосту с черной предвершинной полосой и белой вершиной.(безличное) Гнездовья в открытых ландшафтах степного и полупустынного характера с кустарниками.(двусоставное, неполное) Самец поет на возвышенных местах, на отдельно стоящих деревьях и кустах, заборах и телеграфных столбах. (двусоставное)

- Это текст научного стиля. В нем преобладают двусоставные предложения. Встречается одно безличное.

4. Творческая мастерская. Сочинение в стиле РАФТ (Картины Клевера «Зима») слайд (портрет художника, картины) 10 мин

Авторский стул (по одному из группы) 5-7 мин

Тест (Односоставные предложения) 3 мин

1. Найдите односоставное предложение:

А. Прямая дорога занесена была снегом.

Б. Приятно пахнет черемухой. 

В. Со стороны моря дул сильный ветер.

Г. Уже спускалась ночь, степь клонило ко сну.

2. Найдите среди данных предложений односоставное. 
А. Веет с поля ночная прохлада. 
Б. Свет луны во все концы. 
В. В лесу держался запах прелой листвы. 

Г. Снег шел пушистыми хлопьями.
3. Определите тип предложения. В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час. 
А. двусоставное 
Б. определённо-личное 
В. безличное 
Г. неопределённо-личное 

4. Найдите неопределённо-личное предложение. 
А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес. 
Б. Зачем всё-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам? 
В. Наконец-то позвали меня. 
Г. В классе тепло. 
5. Какая схема соответствует предложению. Мне было жутко в холодном и сыром лесу, и я поспешил домой. 
А. [двусост.], и [двусост.]
Б. [опред.-личн.], и [двусост.]
В. [безл.], и [двусост.]

Г. [неопр.-личн.], [двусост.]

Лист овтета

1. Б

2. Б

3. В

4. В

5. В

Критерии оценок:

«5» -0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Рефлексия :

мне на уроке было все понятно

мне на уроке было интересно

я почувствовал, что смогу выполнить домашнее задание самостоятельно

мне сегодня было трудно и не все понятно


Формативное оценивание « Похвальный бутерброд»

1 группа-2

2группа-3

3 группа-4

4 группа-5

5 группа-1

Домашнее задание

  1. Синтаксический разбор предложения

  1. группа: Возьми на радость из моих ладоней немного солнца и немного меда.

  2. группа: Какое голубое небо, какая луна!.

  3. группа: Поэтов травили, ловили на слове, им сети плели…

  4. группа: На улицах угрюмых было скучно и морозно.

  5. группа: Чужим умом умен не будешь.

  1. Упр. 220 - 8 класс, 9 класс: написать сочинение-эссе на тему «Зима», используя только односоставные предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Исаева Ирина Валентиновна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454430859"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок."
    ["seo_title"] => string(44) "russkiiiazykkrasivpievuchvyrazitielienghibok"
    ["file_id"] => string(6) "279055"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190059"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "урок русского языка "Техника устной речи" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-russkogho-iazyka-tiekhnika-ustnoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128950"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415613148"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка урока "Алтын адам""
    ["seo_title"] => string(24) "razrabotkaurokaaltynadam"
    ["file_id"] => string(6) "279058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства