Составить с глаголами удивлять (I в.), поражать (II в.) по 3 предложения, в которых данный глагол выступал бы в роли простого глагольного сказуемого (2 предложения) и составного глагольного сказуемого.
III.Новый материал.
1. Работу с составным именным сказуемым также надо начинать с сопоставления простого сказуемого с составным именным, показав один и тот же глагол в роли связки и в роли самостоятельного сказуемого. Это можно сделать на материале упр. 123.
Дополнительный материал.
Он будет у нас завтра. Он будет первым. Книга оказалась в портфеле. Чашка оказалась разбитой. Кассир считает деньги. Его считают хорошим работником.
2.Затем учащиеся читают § 14 и делают вывод, какое сказуемое называется составным именным.
3. Для углубления понятия о роли глагола-связки в тетрадях записываются опорные слова, организующие логику ответа:
1) наиболее употребительны ...
2) менее употребительны ...
3) могут выступать в роли связок ...
IV. Закрепление изученного.
1. Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.
Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.
1.Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.
2.Определить вид сказуемого в предложениях.
/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сегодня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы тобой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.
3. Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(124) "статья на тему " Роль и значение русского языка в современном мире" "
["seo_title"] => string(73) "stat-ia-na-tiemu-rol-i-znachieniie-russkogho-iazyka-v-sovriemiennom-mirie"
["file_id"] => string(6) "173442"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1423995499"
}
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}