Коль язык ты знаешь русский, Всяк поймёт тебя при встрече. Е. Буков (молдавский поэт)
1.Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке
2.Психологически подготовить учащихся к общению
2. Жаңа сабақты оқып білу – кезеңі (10 мин)
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня первый урок мы начнем с определения значения русского языка в нашей стране.
В Конституции РК в статье 7 говорится:
В Республике Казахстан государственным является казахский язык.
В государственных организациях и органах самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык.
Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.
В своё время Абай Кунанбаев в «Словах назидания» (слово 25) высоко отозвался о значении русского языка: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их языки, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре, стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчёмными просьбами… Русская наука, культура – ключ к мировым сокровницам. Владеющему этим ключом всё другое достанется без особых усилий…»
Работа над высказываниями.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн
Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме
3. Жаңа материалды меңгеру жәрежесін тексеру кезеңі (20 мин)
Выполнение упражнения.
Задание: записать под диктовку текст, выполнить задания к тексту:
1) Подчеркнуть грамматическую основу в первом предложении.
2) Найти однородные члены в третьем предложении (подчеркнуть).
3) Найти предложение с антонимами, сделать его синтаксический разбор.
Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог детям, как голос матери, как хлеб родной земли. (К.Кулиев)
4. Жаңа материалды бекіту және қорытындылау (5 мин)