Тема: Русский язхык как язык межнационального общения в Казахстане.
Цель урока: повторить изученные в предыдущих классах сведения о русском языке; сформированть знания о функции русского языка в Казахстане; показать богатство языка; повторить отдельные орфограммы.
Задача учителя - создать условия для реализации целей урока. Содержание занятия соответствует целям. Предусмотрены разные формы организации деятеольности школьников. на этапе рефлексии использована методика пятистишия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык как язык межнационального общения. »
6 класс
Тема: Русский язык как язык межнационального общения.
Цель: закрепить полученные шестиклассниками в предшествующие годы обучения представления о языке как средстве общения; сформировать знания о роли русского языка в Казахстане.
Ход урока.
I. 1. Эпиграф: «Русский народ создал русский язык. Яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А.Н.Толстой.
- прочитайте, раскройте смысл эпиграфа; согласны ли вы с высказыванием? А с чем ещё можно сравнить родной язык? Почему? Какие высказывания о русском языке вам известны?
2. Запишите текст по диктовку. Устно объясните, как вы понимаете его содержание: какова роль языка? Подчеркните орфограммы, объясните знаки препинания в первом предложении.
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. Л.Толстой.
3. Отрывок из книги «Домострой», XVI век.
… Утешающий добрыми словесами мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживёт. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят. Отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас.
- Согласны ли вы с точкой зрения, которая в нем высказана?
- Что объединяет выделенные слова? Продолжите данную группу слов своими примерами.
4. Русский язык - один из языков ООН. Прочитайте текст О.Сулейменова о русском языке в Казахстане (упражнение 7). Прокомментируйте точку зрения писателя.
II. 1. Роль русского языка в Казахстане.
- Казахстан – многонациональное, многоязычное государство
- функции русского языка – языка межнационального общения
- упражнение 2 «День языков в Казахстане».
2 Записать высказывание Р.Гамзатова. Почему он сравнивает языки народов мира со звездами на небе? Как ты понимаешь смысл последнего предложения? Объяснить орфограммы.
Для меня …зыки н…родов мира – это звёзды на небе. Я не хотел бы, чтобы …се звёзды сл…лись в одну …гомную звезду. Ведь на небе есть со…нце. Но пусть сияют звезды. Пусть у каждого ч…ловека будет св…я звезда.
- можно ли назвать эти предложения текстом? Обоснуй ответ.
III. Занимательный материал о русском языке. Русской речи чудеса.
1. Вопрос из трех рядом стоящих букв алфавита: Где ёж?
2. Богатство русского языка: синонимы слова лес – дубрава, пуща, перелесок, роща
3. Многозначность слова «язык»?
4. Метаграммы, шарады, волшебные цепочки о русском языке
IV. Обобщим знания по теме урока. Составить пятистишие
Русский язык
международный, богатый,
учит, развивает, передает
язык межнационального общения в Казахстане
Наука
IV. Домашнее задание.
- составить устное сообщение на тему «Русский язык как средство межнационального общения»