Просмотр содержимого документа
«Русский язык 5 класс»
Русский язык
5 класс
Тема: Распространенные и нераспространенные предложения
Цели урока:
1. Сформировать знания о распространенных и нераспространенных предложениях, развитие навыков синтаксического разбора 2. Развивать навыки грамотного письма, воображение, умение рассуждать, памяти, мышления, познавательной активности 3. Воспитывать осознанного отношения к учебе, стремление к познанию, чувство прекрасного, любви к природе, наблюдательность, самостоятельность.
Оборудование и раздаточный материал: карточки с заданием для групповой работы,
учебник, интерактивная доска, музыка
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь ,пожелайте рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
1.Оформление классной работы в тетради
— Откройте тетради. Запишем в них число, классная работа.
2. Минутка чистописания Ра ру
Работа труд
3.Повторение изученного о главных и второстепенных членах предложения.
-Что такое подлежащее?
-Что такое сказуемое?
-Как называются подлежащее и сказуемое ?
-Какие вы знаете еще члены предложения?
Назовите второстепенные члены предложения
II. Работа по новой теме
1.Работа со слайдами о весне.
Ребята, какое сейчас время года? Давайте поговорим о весне. Конечно, на память приходят стихи, Сегодня у нас на уроке будет музыка известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Март». Обратите внимание на картину Саврасова «Грачи прилетели». Художник изобразил предвестников весны – грачей. А эта картина художника И.И.Левитана «Март» . Сейчас у нас месяц март. Обратили вы, ребята, свое внимание , что снег в марте голубой. И здесь мы слышим дыхание весны. Вспомним стихи русских поэтов о весне. Строчки из стихотворения встретятся еще сегодня на уроке.
2.Проблемный вопрос.
Работа с предложениями (Слайд)
-Какой текст вам понравился больше всего и почему?
- Какой текст несет в себе больше информации?
-Посмотрите , из каких членов предложений состоит 1 текст?
- Из каких членов предложений построен второй текст?
-Почему текст 2 объемный? (Он обширнее, несет больше информации и помогают в этом второстепенные члены предложения, распространили)
-Что означает слово распространить? (Увеличить, сделать более обширным,).
-Что означает слово не распространить ? (Оставили всё как было, не увеличили).
Какая у нас будет тема? Распространённые и нераспространенные предложения )
- Верно, сегодня мы узнаем, какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными и как определить, распространенное или нераспространенное предложение.
3. Работа с правилом
- Давайте откроем учебник на с. 151 и прочитаем правило. Прочитайте вслух.
Как определить, распространенное или нераспространенное предложение?
(Если есть второстепенные члены, то это распространённое предложение, если в предложении только грамматическая основа – подлежащее и сказуемое).
Вывод: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения. 4.Работа по карточкам (групповая)
Распространите данные предложения и подчеркнуть члены предложения.
Ребята пошли … . (1 гр)
Ребята пошли … … .(2гр)
… ребята пошли … … . (3 гр)
… ребята пошли … … … . (4 гр)
5.Физминутка
6. Задание : выписать нераспространенные предложения и распространить их.
7. Дидактическая игра «Светофор»
Условие игры: если предложение распространённое, то поднять зелёный цвет, если нераспространённое, то красный:
1. Подул ветер.
2. Алиса сплела венок из маргариток.
3. На поле пасутся коровы.
4. Расцвели колокольчики.
5. Катя купила серого плюшевого зайца.
6. Наступила тишина.
III. Рефлексия урока. «Оденем березку в весенний наряд»
Я предлагаю вам стать волшебниками на какое-то время. Перед вами берёзка, какой она бывает в начале весны: голая без листочков. Зато у вас на столах лежат красивые весенние листья. Давайте оденем берёзку в весенний наряд. Нужно предложения распространить и записать на листьях, чтобы получился красивый текст. А потом эти листочки мы прикрепим к берёзке. Подготовительная работа.