Коммунарская средняя общеобразовательная школа
Русский язык 4 класс
« Склонение личных местоимений»
Бекжанова С.К.
Русский язык 4 класс
Тема : « Склонение личных местоимений»
Цель :
1. Создать условия для развития самостоятельности, как пути их личностного роста.
2. Обобщить знания о личных местоимениях, закрепить понятие местоимения, как части речи, уточнить знания детей о склонении местоимений.
3.Совершенствовать умения детей работать в коллективе, умения высказывать и доказывать свои суждения, формировать адекватную самооценку, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование : интерактивная доска, индивидуальные карточки – задания, таблица местоимений, лист контроля
Ход урока:
Орг. момент
Психологический настрой
Стартер « Бодрячок»
1 – пожать руку
2- похлопать по спине
3- улыбнуться всем
4- помахать рукой всем
5 – подмигнуть всем
7 – пожелать что-то хорошее
8 – воздушный поцелуй
Каллиграфическая минутка
Запись числа 22 декабря
- охарактеризовать числительное ( составное - двадцать – сложное, колич., второе – простое, порядковое)
II.Актуализация знаний
1) Чтение стихотворения
Я и мы, ты и вы, он, она. Оно, они
Все слова отличные, важные и личные. Это без сомнения, все ……….
2)Игра « Найди лишнее слово» в каждом ряду
Я, они, на, ты
Но, оно, она, они
Я , Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы, они
Он, она, они, мы
3)Полиязычие
Я – мен - ай
Мы – біз - ви
Ты – сен – ю
Вы – сіз – ю
Он – ол – хи
Она – ол – шы
Оно – ол – шы
Они – олар - сэй
4)Чтение учащимися темы урока « Склонение личных местоимений»
- Что мы знаем из формулировки темы урока? ( в группе цепочкой воспроизводят все о местоимении)
- Диаграмма Венна
- Знакомство с темой урока и вопросом, на который мы сегодня должны ответить
- Как изменяются личные местоимения?
5) Знакомство с критериями оценивания – в оценочном листе
III.Операционный этап
Просклонять по падежам местоимения ( по карточке)
1 уч. – я, ты 2 уч. – мы, вы 3 уч – он, она 4 уч. – они
Взаимоконтроль 1 уч-ся читает , другие проверяют по учебнику
Работа по учебнику ( устно, в паре)
- упр. 327 ( старый – 292) . Вставить пропущенные местоимения и существительные и указать лицо
Однажды……увидел верблюда на базаре. …стоял привязанный и жевал арбузную корку. … не побоялся подойти к нему. Хотел погладить ….по морде, но не достал. Верблюд смотрел на …. умными глазами и сам нагнул голову. …долго гладил … по голове. Наверное, у …дома тоже был мальчик, который …любил.
- Проверяют коллективно
- Оценить парную работу
3) Проблемная задача
Я Вам пишу… Чего же боле?
Я вам уже рассказала о жизни пингвинов.
- Почему местоимение Вам пишется то с большой , то с маленькой буквы?
4)Рубрика « Хочу знать больше!»
При письменном обращении к незнакомому человеку или старшему по возрасту нужно писать местоимение Вы и все его падежные формы – Вас, Вам, о Вас - с большой буквы.
Физминутка
IV. Закрепление. ( дифференцированная работа)
Уровень . Прочитай текст, найди местоимения, определи лицо и падеж
Книга! Она умная и хорошая. С нею всегда светло и надежно. Спасибо ей за советы и заботу. Будь внимателен к книге, заботься о ней, береги ее. Пусть с ней идут люди по жизни. Без нее жизнь будет скучной и неинтересной.
Уровень . Игра “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет . Ставите знаки + или - .
С ним
Я утверждаю, что
1) Это личное местоимение
2) Начальная форма этого местоимения – он.
3) Это местоимение 2 лица
4) Это местоимение в ед ч.
5) это местоимение в Р.п.
Проверьте себя по ключу.
Поставьте себе оценку: 0 ош. –“5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, 3 ош. – “-“
Кто поставил себе “5”, “4”, “3”, “-“ ?
Какие затруднения были у вас при выполнении этого задания.
Какие знания вам пригодились при его выполнении?
3 уровень
Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Какое местоимение можно записать одной буквой? (я)
Какие местоимения встречаются на дорогах? (Я-мы)
Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
(оно)
V.Контроль
- Каждый получает “Лист контроля”.
Контрольный тест :
1.Местоимение – это часть речи, которая
а) обозначает предмет
б) обозначает признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его
2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения:
Тетрадь, она, гулять, мы, нос, нас, на улице,
ем, им, к тебе, с ним, окно, оно, сон, с нами.
3. Соедини линиями в правильном порядке:
ты, вы 1 лицо
он, она, они, оно 2 лицо
я, мы 3 лицо
4.Запиши начальную форму следующих местоимений:
у тебя _______ обо мне ________вами _______
5. Соедини линиями в правильном порядке:
мне И.п.
о вас Д.п.
ты П.п
VI. Домашнее задание на выбор:
1.в в учебнике - стр _____ упр. 329 ( 294).
2. Составить небольшой рассказ (5-6 ) предложений о своем друге, употребляя личные местоимения.
VII. Оценивание ( стикеры)
Написать свое имя и приклеить к лесенке успеха
- я затрудняюсь. мне нужна помощь
- я знаю, но были затруднения
- я знаю и умею
« 5» - без ошибок
« 4» - 1,2 ошибки
« 3» - 3 ошибки
« более 3 ошибок» - надо повторить
Уровень . Прочитай текст, найди местоимения, определи лицо и падеж
Книга! Она умная и хорошая. С нею всегда светло и надежно. Спасибо ей за советы и заботу. Будь внимателен к книге, заботься о ней, береги ее. Пусть с ней идут люди по жизни. Без нее жизнь будет скучной и неинтересной.
2.Уровень . Игра “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет . Ставите знаки + или - .
С ним
Я утверждаю, что
1) Это личное местоимение
2) Начальная форма этого местоимения – он.
3) Это местоимение 2 лица
4) Это местоимение в ед ч.
5) это местоимение в Р.п.
3 уровень
Какие три местоимения самые чистые? _________________
Какое местоимение можно записать одной буквой? _______________
Какие местоимения встречаются на дорогах? _________________
Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?________
Контрольный тест :
1.Местоимение – это часть речи, которая
а) обозначает предмет
б) обозначает признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его
2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения:
Тетрадь, она, гулять, мы, нос, нас, на улице,
ем, им, к тебе, с ним, окно, оно, сон, с нами.
3. Соедини линиями в правильном порядке:
ты, вы 1 лицо
он, она, они, оно 2 лицо
я, мы 3 лицо
4.Запиши начальную форму следующих местоимений:
у тебя _______ обо мне ________вами _______
5. Соедини линиями в правильном порядке:
мне И.п.
о вас Д.п.
ты П.п
Самоанализ открытого урока русского языка в 4 классе
Психолого-педагогоческая характеристика класса
Учебные возможности учеников – средние. Качество знаний по русскому языку – 25%, 1 хорошистка – Амангельдинова Ельнура . Остальные успевают на «3». Но на уроке хорошая работоспособность. Память лучше развита зрительная, чем слуховая. Мышление преобладает наглядно-образное. По предмету знают личные местоимения, умеют определять лицо в начальной форме и их синтаксическую роль в предложении.
Это третий урок раздела « Местоимение». Тип урока – усвоение новых знаний.
Для достижения поставленной цели урока – научиться учащимся склонять личные местоимения по падежам и определять их падеж в предложении были поставлены следующие задачи:
1. Создать условия для развития самостоятельности, как пути их личностного роста.
2. Обобщить знания о личных местоимениях, закрепить понятие местоимения, как части речи, уточнить знания детей о склонении местоимений.
3.Совершенствовать умения детей работать в коллективе, умения высказывать и доказывать свои суждения, формировать адекватную самооценку, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Для реализации намеченных задач были использованы средства - интерактивная доска, индивидуальные карточки – задания, таблица местоимений, лист контроля.
Считаю, что логично была построена структура урока :
Психологический момент
Для снятия напряжения, волнения создания коллабаративной среды был проведен прием « Бодрячок». Системность предыдущего изученного раздела « Имя числительное» была прослежена в записи числа. Повторили его вид.
Актуализация знаний пройденных двух уроков была проведена в игровой форме. проговаривания местоимений на 3 языках, сравнительной характеристике имени существительного и местоимения.
При изучении новой темы была организована частично-поисковая работа в индивидуальной и парной форме. Ребята самостоятельно пытались склонять данные им учителем местоимения, оказывали помощь ( Амангельдинова Е.) и коллективно проверяли по таблице. Также учащиеся совместно справились с проблемной задачей
« Правописание местоимения Вы»
Через систему дифференцированных заданий по 3 уровням и теста ребята учились по критериям оценивать себя. Не все ребята успели выполнить 3 уровня. В основном справились с двумя. Темп урока был средний.
Методы обучения – наглядный , самостоятельной работы, частично-поисковый, проблемный. Осуществлялась межпредметная связь – казахский и английский языки, физкультура – физминутка. Воспитательный момент урока – бережное отношение к книге и любовь к животным, правила работы в группе.
Учащиеся оценили свою работу формативно по лестнице успеха и суммативно по критериям. Домашнее задание было дано дифференцированное.
Считаю, что урок достиг своей цели. Ребята находят в предложении личные склонения в косвенной форме, определяют их лицо и падеж.
14