Русский язык 2 класс
Тема : Синонимы.
Урок составлен в технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цель: научить использовать синонимы в речи.
Задачи: 1) познакомить с понятием «синоним»;
2) учить находить синонимы по эталону;
3) учить выполнять пробное действие, выявлять и устранять причину затруднений;
4) тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение, развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Оборудование: индивидуальные карточки, презентация к уроку.
Ход урока.
Самоопределение к учебной деятельности: (слайд 1.)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвященный дух,
И опыт – сын ошибок трудных
И – гений , парадоксов друг…
- Какие чудные открытия готовит нам наш урок? (открытие нового неизвестного)
- Как же вы открываете всё новое? (понять, что мы еще не знаем и открыть это новое)
Читает ученица : Желаю я вам удачи
Во всем, что в жизни значит,
Чтобы с удачей подружиться
Нам надо многому учиться!
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (слово и его значение)
- Какую тему изучили? (слова с несколькими значениями)
- С чего начинаем урок? (с повторения)
- Что будем повторять? (то, что нам понадобиться для изучения нового)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.
- В отрывке из произведения А.С.Пушкина, найдите слова в переносном значении. (готовит, сын)
- Докажите.
- Как мы называем эти слова? (омонимы)
- Назовите эталон определения омонимов.
- Приведите примеры употребления омонимов в речи.
- А.С. Пушкин говорит, о том, кем вы хотите стать. Кем же? Найдите это слово. (гением)
- Что значит «гений»? Это какой человек?
- В каком значении А. С. Пушкин употребил слово гений? (в переносном – омоним)
- Подчеркните в ИД однокоренные слова, со словом гений
- Каким эталоном будем пользоваться? (один корень, одинаковое значение)
Задание 1 по индивидуальной карточке
(гениальный, умный, способный, гениальность, мудрый, талантливый, дарование)
- Для чего мы это выяснили? (чтобы узнать что-то новое)
Пробное действие . Задание по ИД 2. (слайд 2) Чтение учителем.
Текст у детей с пропущенными словами:
Во дворе веселые крики ребят.
Ребята строят ледяную горку.
Ребята сделали горку и залили ее водой.
Весело будет ребятам на горке.
- Какое слово повторяется? (ребята) Найдите этот текст в ИД.
- Кто догадался, какое задание к тексту? (вставить пропущенные слова)
- Для того, чтобы текст получился более выразительным, попробуйте вставить похожие слова, чтобы смысл не изменился.
Дети выясняют, что у них ничего не получилось или не вся работа.
- Почему?
- Что теперь делать? (выяснить причину затруднения)
- Зачитайте оставшиеся слова в списке.
- Какое слово можно заменить этими словами - сын или гений?
- Какие это слова по смыслу? (похожие, но не одинаковые) Какие? (близкие)
- Сравните их звучание и написание. (разные по звучанию и написанию)
Построение проекта выхода из затруднения.
-? (подбирать близкие по значению слова)
- Поставьте цель нашего урока, чему мы будем учиться? (подбирать близкие по значению слова, но разные по произношению)
- Отгадывание загадок. (слайд 3).
- Запишите каждую первую букву отгадки в ИД 3, и вы узнаете, как называются похожие слова, с греческого – одноименные.
С И Н О Н И М Ы
- Сформулируйте тему нашего урока. (синонимы)
- Значит слова: умный, способный, мудрый, талантливый, как называются?
Что общего у этих слов, сформулируйте эталон . (Синонимы- слова, близкие по значению, разные по написанию). Запишите в ИД
- Найдите в ИД среди слов синонимы к слову «ребята». Назовите их. (мальчики и девочки, дети, малышам) В группах.
- Каким эталоном пользовались?
ФИЗМИНУТКА «цветы»
Реализация построенного проекта.
- Вставьте их в текст. Проверьте (слайд 4)
- Оцените себя, если есть одно совпадение поставьте плюс в клетке.
Первичное закрепление во внешней речи. (слайд 5)
1. - Выполните задание Паучка «Паутинка» в ИД
- Проверьте себя.
- Оцените себя плюсом, если есть совпадения.
2.- Ходить на голове – шалить, озорничать (резвиться, проказничать, забавляться)
- Назовите здесь омоним, и синонимы. Подчеркните синонимы к словам: шалить, озорничать.
- Поставьте плюс, если есть совпадение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Открываем тетради, записываем число, месяц, классная работа.
- Работа по учебнику с. 29, у.41.
Бураны, вьюги и метели – Зябнет осинка,
Как много с ними канители, Дрожит на ветру,
Как много шуму, толкотни, Стынет на солнышке,
Как надоели мне они! Мёрзнет в жару.
- Выполняем по заданию, самостоятельно.
- Проверка. Какие слова выписали? (бураны, вьюги, метели; зябнет, стынет, мерзнет)
- Каким эталоном пользовались?
- Оцените себя в ИД 6, поставьте плюс, если есть совпадение.
- Как вы думаете, с какой целью используют в русском языке синонимы?
(для яркости речи, выразительности, точности описания)
- Какое словарное слово встретили? (осина). Запишите, обозначьте орфограмму.
Рефлексия учебной деятельности.
- Мы заканчиваем свою работу. Какова была цель урока? (узнать какие слова похожи между собой).
- Мы достигли цели урока? (да, мы определили, что похожие слова называются синонимами – близкие по значению слова, но разные по написанию и произношению)
- Мы через опыт приблизились к мудрости и способности, гениальности.
- А теперь оцените свои достижения и поставьте звездочку на лесенку успеха
- Кто достиг верхней ступеньки?
Спасибо за урок! Как нас всех можно назвать, одним словом? (мы)
С - способные
И - интересные
Н - нескучные
О - обаятельные
Н - незаменимые
И - импульсивные
М ы
Индивидуальная карточка 04.02 __________________________________
Чтение
1)
________________________________________________________
________________________________________________________
2) Похожие слова. Братец, _________________________________
3) На языке медок, а на сердце ледок.
Жить да быть – ума копить. Братец Кролик
Хоть не богат, а гостям рад. Братец Лис
Обманом не прокормишься.
4) Ребята, давайте жить дружно!
5) Филфорд или кроссворд. Участие
6)
Русский язык.
1) Орфограммы
2) Готовит ________________________________________________
Сын __________________________________________________
3) Эталон.
_____________________ - слова, имеют один корень, общее значение.
_____________________ - слова, имеют одинаковое звучание,
но разное значение.
4) ветер, зелень, газета холодн-ый
чай, день, речь свеж-ий
обед, взгляд, встреча горяч-ий
5) Желток, желтый, железо
Белок, белить, белка, белизна
Циркуль, циркач, цирковой
6) Лесенка успеха
Загадки:
Без огня горит, без крыл летит, без ног пробегает (солнце)
Тебе дано, а люди пользуются (имя)
Всю жизнь ходят в вдогонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)
Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (огурец)
Гляжу в окошко – ходит черная кошка. (ночь)
Конь стальной, хвост льняной. (игла)
Умеет громко он реветь, потому что он….
(медведь)
Индивидуальная карточка _______________________________
Гениальный, умный, гениальность, способный, мудрый,
талантливый, дарование.
Во дворе веселые крики ребят.
___________________ строят ледяную горку.
___________________ сделали горку и залили её водой.
Весело будет __________________ на горке.
Синонимы – _________________________________________
_________________________________________
Мальчики и девочки, дети, малышам, папа, животные.
«Паутинка»
лес мороз
стужа жара
зной рынок
базар бор
Ходить на голове – шалить, озорничать, . . .
(резвиться, проказничать, забавляться, утешать)
Учебник стр. 29, у. 41
Летняя занятость учащихся 2 А класса. Кл.рук. Великжанина Жанна Прокофьевна
№
Ф И
июнь
июль
август
1
Архипов Петр
2
Бакунцев Иван
3
Балякин Захар
4
Белан Владимир
5
Глазкова Виктория
6
Глебов Ярослав
7
Гуськова Мария
8
Демин Иван
9
Журавлев Александр
10
Зайченко Артем
11
Карачевцев Кирилл
12
Кравцов Кирилл
13
Кудряшова Вероника
14
Ляшко Иван
15
Михайленко Дарья
16
Новицкая Вероника
17
Саливон Дарья
18
Соловьев Никита
19
Хилько Тимофей
20
Шевченко Анна
21
Шипиленко Елена
22
Парфенов Егор