kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль приставок и суффиксов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Роль приставок и суффиксов»

Тема: Роль приставок и суффиксов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов.


Цели урока: закрепление знаний состава слова, наблюдение за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов, создать условия для формирования УУД:


1) личностных:

- формирование учебно-познавательного интереса, готовность преодолевать затруднения в обучении;

- формирование таких качеств личности как дружелюбие, осознание ответственности за себя и свои действия;

- развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;


2) познавательных:

- формулирование познавательной цели;

- закрепление знаний состава слова, наблюдение за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов.

- сопоставление словообразовательной роли приставок и суффиксов с формообразующей ролью окончания в слове;

- употребление в речи слов с разными приставками и суффиксами.


3) коммуникативных:

- формирование умений ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- формирование умения оценивать свою деятельность;

- воспитание интереса к предмету, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.


4) регулятивных:

- целеполагание, планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил и энергии;

- работа по предложенному учителем плану.


Фомы организации познавательной деятельности:

фронтальная

парная

групповая

индивидуальная.


Методы обучения:

репродуктивный

наглядный

проблемно –поисковый

эвристическая беседа

элементы исследовательского обучения.



- Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны:

  • 1. Знать состав слова.

  • 2. Уметь различать однокоренные слова и приставки от суффиксов.

  • 3. Наблюдать над значениями, вносимыми приставками и суффиксами в слово.

Оборудование: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс, учебник; презентация, карточки с заданиями, словари, карточки самоконтроля.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Ребята, а что бы вы хотели друг другу пожелать? Повернитесь к гостям, тоже улыбнитесь.

- Я желаю, чтобы у нас у всех было хорошее настроение, чтобы у нас все получилось, желаю решить все поставленные задачи, верю в вас и знаю, у нас все получится!

II . Актуализация опорных знаний.

- Ребята, у нас снова в гостях Мудрая сова, которая очень хочет, чтобы вы были такими же умными и мудрыми, учит нас всему доброму и полезному.

1. Словарная работа со словарем.

- Ребята, прочитайте слово, а что значит сверкает (блестит, сияет).

- Как нужно писать это слово, найдите в словаре, запишите. Как называются все эти слова? (синонимы)

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку.

Звездочка, кружась, сверкает,
А в ладошке быстро тает.
Стала капелькой в руке,
Как слезинка на щеке. (Снежинка)

- Подберите к нему родственные слова. (Снежинка, снежок, подснежник…)

- Что общего у слов. (Корень)

- Как называются такие слова. (Однокоренные).

- Что такое корень?

Запишите эти слова. Отметьте все значимые части.

- Чем различаются однокоренные слова? (Приставками и суффиксами).


III . Постановка темы и задач урока

- Ребята, какая у нас тема должна быть на уроке?

- Чем же мы будем заниматься на уроке?



IV. Работа по теме урока

1. Наблюдение над ролью приставок и суффиксов.



- Что вы знаете о приставке? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

- Что вы знаете о суффиксах?

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов



  1. Первый вариант напишите как можно больше приставок, второй вариант, как можно больше суффиксов.

Назовите приставки: ( о-, об-, по-, от-, на-, над-, с-, без-, при-, за-, раз-, рас-, пере-, вы-, в-, у-, под-, до- и др.)

Назовите суффиксы: (ник, -ик, -ок, -чик-, -оньк-, -еньк-, -к-, -н-, -ушк-, -ск-, -ист-, -лив-, -ищ-, -очк- и др.)

- В чем сходство приставок и суффиксов? (Части слова и образуют новые слова). - В чем различие? (Приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня)


  1. Каждой группе образовать слова из частей слов (пре, крас, н, ый;

по, дар, к, и; вы, ход, ной; про, гул, к, а) -

(прекрасный, подарки, выходной, прогулка)


  1. Работа с предложением. Что можете сказать про запись.

Одинокая, яркая, звезда, сверкала, над лесами.

Составьте из слов предложение.

(Одинокая яркая звезда сверкала над лесами).

- Разберите предложение.

(По цели высказывания повеств., по интон. невоскл, распростр., есть второст. члены).

- Подчеркните главные члены предложения.


- Разберите по составу слово сверкала.

Проверьте друг у друга запись.


V. Физминутка «Солнышко»



VI. Диагностика знаний, умений

  1. Групповая работа

  1. 1.Зачеркнуть лишнее:

  2. 1. Приставка

  3. 2. Суффикс

  4. 3. Предлог

  5. 4. Корень

  6. 2. Что такое корень?

  7. 1. Выбери верное утверждение:

  8. 1. Слово не может быть без окончания

  9. 2. Слово не может быть без корня

  10. 3. Слово не может быть без приставки

  11. 4. Слово не может быть без суффикса

  1. 2. Что такое окончание?

  1. Выбери верное утверждение:

  1. Приставка и суффикс - это..

  2. 1. Изменяемая часть слова

  3. 2. Неизменяемая часть слова

  4. 3. Образуют новые слова

  5. 4.Служат для связи слов в предложении

  1. 2. Что такое приставка?

  1. Выбери верное утверждение:

  1. Окончание, корень, приставка, суффикс – это…

  2. 1. Части речи

  3. 2. Части слова

  4. 3. Члены предложения

  5. 4. Части текста

  1. Что такое суффикс?

  1. VII. Самостоятельная работа

  2. 1. Работа по учебнику. Стр. 46, упр. 12.

  3. 1 вариант: списывает слова ласкательные;

  4. 2 вариант: слова профессии.

  5. Взаимопроверка.

  6. VIII. Первичное закрепление

  7. Проблемный вопрос и решение проблемного вопроса.

  8. - Что бы было, если бы не было в русском языке приставок или суффиксов?

  9. (Речь была бы скучной и многое непонятно. Мы бы не могли ласково назвать своих родных.

  10. Мамочка, бабуля, сыночек, доченька, а как ласково можно сказать слово солнце? (Солнышко). Кого мама так называет?

  11. - А Мудрую сову можно назвать ласково? (Совушка). А что она бы вам сказала сегодня.

  12. IX. Домашнее задание

  13. Написать письмо – поздравление папе с 23 февраля, используя в письме слова с приставками и суффиксами.

  14. X. Итог.

  15. 1. - Что такое приставка, суффикс, где стоят, для чего служат?

  16. - Чем сходны приставка и суффикс?

  17. - Чем они различаются? Какие же части слова служат для образования новых слов ?

  18. Лист оценивания. Ребята, пусть каждый из вас поставит напротив левой колонки да или нет...

  19. XI. Рефлексия

  20. - Какие трудности были? Кому было легко, хорошо, выходите к солнышку, которое смеется, а кому трудно, к солнышку, которое грустное. Ребята мне очень понравилось, как вы работали, спасибо вам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль приставок и суффиксов

Автор: Малюскина Раиса Николаевна

Дата: 04.09.2018

Номер свидетельства: 477100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Приставка и её варианты. Суффикс и его варианты. Окончание."
    ["seo_title"] => string(62) "pristavka-i-ieio-varianty-suffiks-i-iegho-varianty-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "262604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449392583"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства