Просмотр содержимого документа
«Роль прилагательных в речи,»
Чингирлауская средняя общеобразовательная школа
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА
ТЕМА УРОКА: Роль прилагательных в речи.
Учитель: Рамазанова А. А.
2014-2015 учебный год
Класс 5
Тип урока: урок развития речи учащихся с применением ИКТ
Цель урока – формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в художественном тексте.
Задачи:
обучающая - повторение знаний о правописании безударных окончаний прилагательных;
развивающая – развитие умения использования эпитетов в речи, развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков работы с ЭОР;
воспитывающая – воспитание чувства патриотизма и любви к родной природе, воспитание эстетического восприятия окружающего мира.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, ресурсы ЭОР (3 варианта заданий), раздаточный материал, 2 фильма о родной природе, презентация по теме “Имя прилагательное”.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой на успешную и плодотворную работу. Пожелание удачи.
Сообщение цели и задач урока (для учащихся).
ЦЕЛЬ УРОКА - углубление понятия о роли прилагательного в речи.
ЗАДАЧИ:
1) научиться видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте;
2) вспомнить о правописании безударных окончаний имён прилагательных;
3. Повторение ранее изученного об имени прилагательном
Беседа по вопросам:
с помощью каких слов – частей речи мы характеризовали различные предметы? (с помощью имён прилагательных);
что обозначают имена прилагательные, для чего служат прилагательные в речи? (обозначают признак предмета, характеризуют предмет);
на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? какая? какие? чей? и др.);
с какой частью речи употребляются (согласуются) имена прилагательные? (с именами существительными);
вывод о написании окончаний прилагательных.
4. Орфографическая работа (самостоятельная работа по карточкам электронного образовательного ресурса (ЭОР)
Самостоятельная работа представляет собой карточки ЭОР по русскому языку (адрес сайта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87343580-f6d0-4023-81da-77d589d280bb/index_listing.html) и состоит из 3-х вариантов заданий. Учащиеся индивидуально работают на компьютере с карточками, вставляя на место пропуска окончания имён прилагательных. Выполнить задание можно многократно до получения правильного ответа. В течение отведённого времени в зависимости от степени подготовки и от темпа работы дети могут выполнить от одного до трёх заданий. По итогам работы каждый ученик должен получить резюме программы о правильности выполнения карточки.
5. Работа с текстом. Определение роли прилагательных в речи
Чтение 2-х вариантов текста (с прилагательными и без прилагательных) И.С.Соколова-Микитова “Зимний лес” (текст у учащихся на листочках). Название текста детям не сообщается. (Приложение 1)
По итогам наблюдения беседа по вопросам:
можно ли назвать эти отрывки из произведения Соколова-Микитова текстом? Почему? (Да, это текст, так как предложения в нём связаны по смыслу и с помощью местоимений);
какой тип этого текста? (описание);
какова тема и основная мысль этого текста? (в тексте речь идёт о зимнем лесе, основная мысль в том, что “русский лес всегда хорош”);
какое название можно дать этому тексту? (зимний лес);
какие части речи помогают раскрыть тему текста и его основную мысль? (имена прилагательные);
какую роль они играют в этом тексте? (создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить);
вывод о том, для чего нужны имена прилагательные в речи (характеризуют признаки, ярко, красочно описывают предмет, создают образную, объёмную, богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи);
какую роль играют имена прилагательные в художественной речи? (имена прилагательные играют роль эпитетов – создают яркую, образную, красочную картину);
можно ли по тому, какие употреблены эпитеты в художественном тексте, понять авторское отношение к предметам, описываемым в тексте? (да, эпитеты помогают выразить авторское отношение к описываемым предметам).
6. Физкультминутка
Выполнение физических упражнений на расслабление мышц спины, снятие напряжения глаз под чтение отрывков из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”
Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный,- Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу утренней Авроры Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась... А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит...
7. Творческая мастерская “Вслед за Пушкиным”
Учитель читает текст М.А.Шолохова “Здравствуй, зима!” (Приложение 2) В это время через проектор на доску проецируется фильм “Зима” в сопровождении музыки Антонио Вивальди. После прослушивания художественного текста ребята пробуют свои силы в написании сочинений – миниатюр о первом снеге.
Во время подготовки творческих работ учащихся через проектор на доску проецируется фильм “Первый снег” в сопровождении музыкальной композиции Антонио Вивальди “Эльфийская ночь”.
Готовые работы ребят также озвучиваются под музыкальное сопровождение А.Вивальди “Эльфийская ночь”.
В прослушанных работах ребята находят эпитеты и называют их.
8. Домашнее задание
Написать сочинение – миниатюру “Первый снег”, употребив в своих сочинениях имена прилагательные в качестве эпитетов.
9. Рефлексия
В качестве подведения итогов урока ребята заполняют таблицу (на раздаточных карточках), проводя рефлексию своей работы на уроке, затем высказывают свои мнения по вопросам о том, что запомнилось на уроке и что захотелось попробовать после его окончания. (Приложение 3)
Упражнение “Комплимент”. Ребята высказываются о работе друг друга, оценивая вклад каждого в урок, что способствует удовлетворению потребности в признании личностной значимости каждого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕКСТ 1
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В ... зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. ... лежат под деревьями сугробы. Над ... тропинками ... арками согнулись под тяжестью инея стволы ... берез. ... шапками ... снега покрыты ... ветви ... елей.
Идешь по ... лесу и не налюбуешься. ... спят сосны. ... тени их ... стволов лежат на ... сугробах.
Невидимой жизнью полнится ... лес. От дерева к дереву тянутся ... следы, ... мышиные и птичьи следочки.
ТЕКСТ 2
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде всё то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: “Здравствуй, зима!”
Шолохов Михаил Александрович
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы для проведения рефлексии
1
На уроке я работал
активно / пассивно
2
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3
Урок для меня показался
полезен / бесполезен
коротким / длинным
интересен / скучен
4
За урок я
не устал / устал
5
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6
Материал урока мне был
понятен / не понятен
7
Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
8
Продолжите фразу “Мне запомнилось...”
9
Продолжите фразу “Я попробую ...”
Ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы, отметив нужный вариант знаком ? или записав свой ответ