Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | 4 мин. | Мотивация к дальнейшей деятельности. Создание проблемной ситуации. | Наблюдение над языковым материалом. Попробуйте представить то, о чем я буду говорить. В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось; было как-то особенно пустынно и мягко. (Л. Толстой.) – Скажите, пожалуйста, представили вы картину, описанную Л. Толстым? – Благодаря словам какой части речи вы смогли нарисовать образ? – Как это может быть связано с темой урока? Сформулируйте тему и проблему урока. Оцените себя.
Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Ученики отвечают на вопросы, формулируют цель и проблему урока, сравнивают с авторской формулировкой. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывать предположения на основе наблюдений. | Наблюдение за языковым материалом. | Комментированное списывание. | Коллективная. | Формулировать тему и проблему урока (Р). |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | 5 мин. | Актуализация имеющихся знаний. | Актуализация знаний учащихся о наречии как части речи. Диктует слова (вычленить наречия): никто, нисколько, не о ком, горяч, по-дружески, высь, по-медвежьи, пятеро, вчетвером, вприпрыжку. | Осуществляют взаимопроверку и выставляют отметки в соответствии с нормами. | Беседа | Фронтальный опрос. Словарный диктант. | Коллективная. | Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку (К). |
Этап выявления места и причины затруднения Этап построения проекта выхода из затруднения | 1 мин. 1 мин. | Организовать парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждать к высказыванию своего мнения. Построение плана достижения цели, фиксация нового знания в речи | Подводят итог по окончании опроса. Сличение с образцом, анализ материала для наблюдений и формулировки особенностей наречия.
Строят план осуществления целей. Чтобы достичь поставленных целей, я приглашаю вас в морфологическую лабораторию и предлагаю стать юными научными сотрудниками. Нам предстоит провести несколько экспериментов и сделать вывод о роли наречий в тексте. | Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы. | Построение гипотезы. | Объяснительный диктант. | Коллективная. В паре. | Искать пути решения проблемы (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение оценивать чужое мнение (К). |
Реализация построенного проекта. | 10 мин. | Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы, фиксация преодоления затруднения. | Лингвистический эксперимент № 1. -Представьте себе, что в нашей речи нет наречий. Изменился бы наш язык? Прочитайте тексты, сравните. Текст 1. Я ушел за город… Со звоном мелькали летучие мыши, и казалось, будто натянутые струны звенят в воздухе. С деревьев что-то сыпалось. Была какая-то тайная и особая жизнь… Текст 2. Я ушел далеко за город… Вокруг меня с чуть слышным звоном мелькали летучие мыши, и казалось, будто слабо натянутые струны звенят в воздухе. С деревьев что-то тихо сыпалось. Везде была какая-то тайная и особая жизнь… 1. Формулирование правила учащимися. 2.Сравнением с текстом учебника Обращение к учебнику, работа с учебником — поисковое, изучающее чтение (п. 24).
Лингвистический эксперимент № 2. Предполагает работу со справочной литературой. Понятие олицетворения разрабатывается, повторяется. Формулирование правила учащимися. 2.Сравнением с текстом учебника Обращение к учебнику, работа с учебником — поисковое, изучающее чтение (п. 24). Лингвистический эксперимент № 3. – В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко. – Как называются такие слова? (Синонимы) Подберите синонимы к слову легко. (За)просто, свободно, нетрудно, несложно, несомненно, быстро, даром, живо, смело, легкомысленно, легковесно, несолидно, слегка, беспечально, тонко, нипочем, изящно, дурашливо, играючи, нетягостно, невесомо, грациозно, бегло, поверхностно. Формулирование вывода. Первый спортсмен бежал легко, второй — тяжело, трудно. – В какой роли появляются наречия в этом предложении? (Антонимы) – С какой целью они употреблены? Антонимы помогают передать контраст, делают речь более выразительной, а картину четкой. Обозначается стилистический аспект.
Организует работу с текстом учебника в технологии изучающего чтения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. | Работа с учебником. Формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Анализируют тексты. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Поисковое, изучающее чтение, ИНСЕРТ. | Работа с учебником. | Коллективная, индивидуальная. | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П). Строят рассуждения, понятные для собеседника (К). Умеют использовать речь для регуляции своего действия (Р).
|
А) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Б) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 7 мин. | Развитие учебноязыковых и орфографических умений. | Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную тему. Разнообразьте текст наречиями. Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала… | Записывают, выполняя задание, сличают с образцом. Осуществляют самооценку. | Работа с упражнениями. | Творческое списывание. | Индивид., в паре. | Умение находить (видеть) втексте наречия, устно объяснять и графически обозначать их функции(П). Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату (Р). |
Этап включения в систему знаний и повторения | 5 мин. | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. | Уточняет понимание задания, осуществляет групповой, индивидуальный контроль. Работа с индивидуальной карточкой (на группу) — по уровню сложности. Сост-ть тексты с наречиями в разных стилях. | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. Оценивают себя. | Самостоятельная работа. | Осложненное списывание. | Групповая, индивидуальная. | Умение находить (видеть) втексте наречия, устно объяснять и графически обозначать их функции(П). Работать в группе (К), осуществлять самоконтроль (Р). |