Цель:1. В результате выполнения работ творческого характера определить роль прилагательных в речи;
2. Развивать мышление, внимание, речь учащихся;
3. Прививать любовь к родному краю.
Форма работы: работа в группах, индивидуальная.
Оборудование: тесты, карточки с заданиями, кластер,коллаж, алгоритмы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1.Запись даты.
2.Объявление темы урока и целевая установка.
Тема высказываний - красота родной природы.
3.Психологический настрой.
Сейчас посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу на уроке.
2.Синтаксическая пятиминутка. «Лови ошибку»
Ветер срывает с деревьев последние листья, и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. (Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц).
Листья летят кружатся падают,и устилают землю пестрым ковром.
(Листья летят, кружатся, падают и устилают землю пестрым ковром).
3.Беседа по вопросам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ »
Тема: РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.
Цель:1. В результате выполнения работ творческого характера определить роль прилагательных в речи;
2. Развивать мышление, внимание, речь учащихся;
3. Прививать любовь к родному краю.
Форма работы: работа в группах, индивидуальная.
Оборудование: тесты, карточки с заданиями, кластер ,коллаж, алгоритмы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1.Запись даты.
2.Объявление темы урока и целевая установка.
Тема высказываний - красота родной природы.
3.Психологический настрой.
Сейчас посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу на уроке.
2.Синтаксическая пятиминутка. «Лови ошибку»
Ветер срывает с деревьев последние листья, и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. (Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц).
Листья летят кружатся падают ,и устилают землю пестрым ковром.
(Листья летят, кружатся, падают и устилают землю пестрым ковром).
3.Беседа по вопросам.
- Весной на березе висит дымка, вьются кудри, колеблется туман.
- О чем я вам сообщила? Можете ли вы представить себе березу? Какая она? Нет. Нет точности и выразительности.
- А какие слова вы бы добавили. чтобы более образнее представить березку? Весной на березе висит нежно-зеленая дымка, вьются легким облаком темно-зеленые кудри, колеблется прозрачно-зеленый туман из
полусвернутых листьев.
- Какие слова вы добавили? ( нежно-зеленая, темно-зеленые кудри и т.д.)
- К какой части речи относятся эти слова? К имени прилагательному.
4. «Снежный ком» По типу снежного кома дать определение имени прилагательному.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Например: вода (какая?) прохладная.
5. Блиц-опрос: (вспомним морфологические признаки имени прилагательного)
- Назовите способы образования имен прилагательных.
- Как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов ?
- Когда не с прилагательным пишется раздельно?
- Когда не пишется слитно ?
- как напишем суффиксы ин, ан, ян?
Назови слова-исключения.
- назовите разряды имен прилагательных.
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
- Итак, какую проблему мы должны решить?
- для чего мы используем в речи имена прилагательные?
Выполняя различные задания, мы сможем ответить на этот вопрос и составить алгоритм.
6.Сравнительный анализ.
Задание: Давайте, ребята, прочитаем и сравним два текста "Осенняя картина" (прочитали)
Осенняя картина.
Красив осенью лес. Стоят березы, осины, рябины, клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их вершины резко выделяются на фоне деревьев. Это настоящая осень.
Осенняя картина.
Красив осенью лиственный лес. Стоят золотисто-желтые березы, пурпурно-красные и бледно-желтые осины, пунцовые рябины, ярко-желтые и румяные клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их темно-зеленые острые вершины резко выделяются на светло- пестром фоне лиственных деревьев. Это настоящая золотая осень.
- О каком времени года говорится в тексте?
- Какой текст больше понравился?
- Скажите, чем они различаются?
АНАЛИЗ текстов проводит сильный ученик.
ВЫВОД: прилагательные более полно, ярко описывают осень, состояние природы:
7.Составление коллажа по теме " Осень", используя новую лексику, которая нам встретилась в тексте «Осенняя картина» ( в группах)
8. Кто быстрей?
Подберите к данным прилагательным антонимы:
Смелый- трусливый
грустный - веселый
жадный - щедрый
интересный - скучный
грубый - нежный
ранний - поздний
короткий - длинный
сухой - мокрый
Вывод: обогащают словарный запас, делают нашу речь богаче.
9.КТО ЭТО?
По прилагательным определить кто это? что это?
Голубое. ясное, безоблачное- НЕБО
Яркое, весеннее, жаркое - СОЛНЦЕ
Отцовский, строгий, дедовский - НАКАЗ
Горячая, нежная, материнская - ЛЮБОВЬ
Старенька, седая, добрая- БАБУШКА
Родная, ласковая, заботливая - МАМА
Вывод: используется при описании человека.
10. Дайте с помощью прилагательных определение-оценку следующим предметам: ( в группах)
Река - чистая, широкая, родная, узкая ,глубокая...
11. Редактирование текста. (в группах)
Березка.
Я вышел на солнечн… … поляну и чуть не ахнул. На середине поляны возвышалась могуч… …, величав… … ель. Ее широк… … , мохнаты … … лапы опускались к земле. А над этими ветками образовался
вместительн… … , зелен… … шатер.
Весна.
Весна наступила в этом году ранн… … , дружн… …, неожидан… … . Побежали по деревенск… … улицам бурлив… … , коричнев… … ручейки. В огромн… … лужах отразилось голуб… … небо с белы… …. облаками.
Снег сошел. Из-под него выглянула мокр… … , тепл… … земля, полная свеж… … соков. Над черны … … нивами вился легк… … парок. Он наполнял воздух ароматн… … запахом земли.
Вывод: используем прилагательные для описания природы.
12. Какие черты характера человека вы считаете отрицательными?
Вывод: определяют черты характера человека.
13.Творческая работа (в группах)
Используя данные прилагательные, опишите свою маму.
Глаза – голубые, большие, добрые, злые, карие.
Нос – прямой, с горбинкой, крупный, курносый.
Губы – полные, тонкие, улыбчивые, выразительные.
Рот – большой, маленький, красивый.
Лицо –круглое, вытянутое, продолговатое, длинное.
Волосы – темные, вьющиеся, светлые, заплетенные в косы.
Вывод: используем для описания внешности человека.
14..Занимательная минутка.
Отгадайте загадки-шутки.
Ответ - имя прилагательное.
-В какую бочку нельзя налить воды ?
-Каких камней не найдешь в море?
-Какой болезнью никто не болеет на земле?
- На какое дерево садится ворона во время дождя?
- Из какого крана нельзя напиться?
-Каким гребнем не причешешься?
- Какой год продолжается всего один день?
15. Синквейн ( в группах)
1 группа - ИНЕЙ.
2 группа - МОРОЗ
Вывод: помогают ярче выражать мысли, более точно описать состояние природы.
Обращение к проблеме, составление алгоритма.:
Для чего используем прилагательные в речи?
Чтение алгоритма учащимися.
Имена прилагательные делают речь: яркой, выразительной, богатой, образной, полной.
Исследования ученых (сообщение учителя)
- Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имен существительных и глаголов.
Выполняя различные задания творческого характера, я думаю, вы убедились , что прилагательные помогают полнее точно раскрыть свойства предмета, более точно передать настроение.
придают предмету ему образность, яркость.
- Похвальное слово прилагательному. Чтение стихотворения.