В содержании, обеспечивающем формирования языковой компетенции, одной из единиц является русская вырачительная речь.
Воспитание бережного отношения к языку, формирование культуры языкового общения - длительный и трудоемкий процесс, требующий времени на уроке и вне его рамок.
В данном уроке представлен материал внеклассной работы 5-8-х классах. Предложенная разработка может быть использована в качестве обобщающих занятий по языковой речи, а также в рамках предметной недели русского языка, традицонно проводимой в школах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: показать основополагающую роль интонации в выразительном чтении.
Задачи: - познакомиться с понятием интонации, как о сложном единстве ударения, мелодики, ритма, темпа и тембра; - научиться правильной интонации, т.е. передавать свои эмоции и чувства через выразительное чтение, прислушиваться к обыденной речи, к речи преподавателей, конферансов различных мероприятий; - четко представлять себе смысл речи, идею текста.
Актуальность: Многие выступления остаются в памяти не только потому, что они глубоки по мысли и интересны по содержанию, но и потому, что выступающие понимают роль интонации и используют силу и мощь интонации в своей речи. Мы тоже должны применять знания по интонации в выразительном чтении, чтобы добиться наибольшего эффекта.
Введение
Известный мастер художественного слова Антон Шварц писал: «Только в том случае, если отношение родилось в результате эмоционального восприятия материала, исполнение может быть художественно оправданным».
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, интеллектуального, чувственного. Наша задача - полноценное эмоциональное восприятие художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности, в первую очередь выразительное чтение.
Выразительное чтение побуждает нас пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя все те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу.
Но, к сожалению, мало внимания уделяется этому навыку, о чем говорят результаты нашего эксперимента, который был проведен в нашей школе:
Характеристика выразительного чтения знакомого лирического стихотворения в 5-6 и 7 – 8 классах
Не умеют правильно управлять дыханием - 7 учащихся;
Выбирать нужную интонацию - 6 учащихся;
Правильно ставить паузы - 5 учащихся;
Выбирать нужный темп - 7 учащихся
А также был проведен опрос, где принимало 23 учащихся. Проанализировав ответы учащихся, получились такие результаты:
50 % детей считают, что читать выразительно -это , значит, читать громко;
25% считают, что это, значит, не спешить, читать медленно, делая паузы между словами;
13 % ответили, что надо читать внятно, проговаривая все слова;
8% считают, что читать выразительно- это соблюдать интонацию.
Из ответов учащихся можно сделать вывод, что лишь небольшое количество детей характеризует выразительное чтение правильно и показывает, что навык выразительного чтения у учащихся развит на невысоком уровне.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть определенными навыками и умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности. Основным умением является умение определять основную задачу. Это умение включает в себя ряд умений, вычленение которых позволяет определить логическую последовательность их формирования. К ним относятся:
- умение понимать мысли героев, сопереживать им, определять свое отношение к событиям;
- умение правильно управлять дыханием;
- умение правильно использовать свойства голоса;
- умение выбирать нужную интонацию;
- умение правильно устанавливать логическое и фразовое ударение;
- умение подбирать нужный темп и ритм чтения;
- умение использовать мимику и жесты.
Для своей исследовательской работы мы выбрали умение выбирать нужную интонацию. Возникает вопрос: Можно ли научиться интонации, которая точно отражала бы содержание высказывания? На этот вопрос психологи отвечают отрицательно: «Это то же самое, что обучать плакать, смеяться, горевать, радоваться и т.д. Интонации речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно думать, ни заботиться… Но есть способы найти интонацию, когда поставлена задача прочитать какой-либо текст.
Что же такое интонация?
Под интонацией понимают сложный комплекс совместно действующих элементов звучащей речи. В любом высказывании или части его (предложении) можно различать следующие компоненты:
Силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях;
Направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
Скорость, определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах);
Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи). Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, её звучание материальное воплощение содержания, смысла речи.
Элементы интонации:
Мелодика служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от мелодической их стороны, т.е. с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосового тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с ударением).
Темп – это скорость речи. Быстрый темп свойствен обычно взволнованной речи, а медленный темп – торжественной.
Паузы – это перерывы в речи различной длительности Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний. Например, Как удивили её / слова брата (удивлена была она) и Как удивили / её слова / брата (удивлён был брат).
Тембр – характерная окраска звука у голоса, сообщаемая ему призвуками
Функции интонации:
Грамматическая;
Разделительная;
Экспрессивная
Грамматическая функция интонации заключается в том, что превращает цепочку слов в предложение, высказывание;
Разделительная функция состоит в расчленении высказывания, что позволяет говорящему вложить во фразу логический смысл;
Экспрессивная функция – это передача тем, кто слушает (эмоции, переживания)
Типы интонации:
Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания. Например: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели… (Н. Некрасов).
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания. Например, Куда ты идёшь?, Какой у неё голос?
Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения. Например: Какой у неё голос!, Как она танцует! Настоящая весна!
Демонстрация отрывков из стихотворений А.С.Пушкина
Буря мглою небо кроет, ( тревожно, печально)
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Подруга дней моих суровых, (легко, ласково)
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно-давно ты ждешь меня.
Под голубыми небесами, (восторженно, радостно)
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет…
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет, (тревожно, печально)
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Отрывки из сочинений учащихся
Юлия Кожурова, 8 класс: « Я хочу говорить с интонацией, как ведущие телевизионных программ...»;
Катя Афанасьева, 8 класс: «… Я стараюсь использовать интонацию, когда читаю стихи. Я люблю читать стихи, особенно А.С.Пушкина. Научилась интонации у учителя, прислушиваюсь к ее словам и учусь»;
Тома Иванова, 8 класс: «Думаю, что я хорошо читаю, потому что я очень стараюсь соблюдать все правила интонации»;
Нарыйа Окорокова, 8 класс: « Люблю слушать, как говорят конферансы и преподаватели
Заключение
Действительно, художественное слово в письменном тексте обладает множеством значений, которые, как сеть, окружают его и часто скрывают от читателя авторское чувство. Слово звучащее, произнесенное активно, подчеркивает эмоциональную направленность речи. Голос, как живая вода, превращает написанное слово в поступок, действие.
Мы заметили, что при подготовке к выступлению в конференциях, при чтении на уроках некоторые не используют интонацию. А те, которые понимают значение и используют интонацию, добиваются лучших результатов: слушающие более близко воспринимают их выступление.
Мы должны научиться выразительно прочитать любое произведение, ведь только выразительное чтение помогает понять и прочувствовать все.
Использованная литература
Крестинская, Т.П., Петров, С.В. Как пользоваться словом: - М.: Просвещение; Ленинград: 1968.
Михальская, А.К. Основы риторики: М.: Дрофа; 2001.
Гольдин В.Е. Речь и этикет: - М.: Просвещение; 1983.
Попова М.К. Русский речевой этикет: Якутск; 1994.
Мезенко, А.М. Языкознание; Минск; 2000.
Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: - М.: 1993.
Михневич, А.Е. Ораторское искусство лектора: - М.: 1994.
Надо учесть имеющихся в опыте чтеца жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, соотнесение их с теми, что переданы в произведении;
К восприятию прочитанного текста можно организовать экскурсию на природу, рассматривание репродукций картин, прослушивание записей мастеров художественного слова