Организационный момент. Прозвенел у нас звонок, Начинается урок. В школу мы пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. 2.Минутка чистописания. Запись на экране. Ум да разум надоумят сразу. - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.) -ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ТЕТРАДИ, ЗАПИШЕМ ЧИСЛО И КЛАССНАЯ РАБОТА. -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока . 3.Создание проблемной ситуации. а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь. - На какую тему все эти слова? - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников. - А теперь внимание, задание: Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. - Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ). б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) . - Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова. в) Беседа о родственниках. - А кому знакомо слово родственники, кто они такие? - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … ) - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. Зимушка – так ласково называют зиму. Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму. Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц. - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет). д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание. - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть). - Назовите эту общую часть. (зим- ). - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом). - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень) - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей) Родственными называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень. -Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний). - С родственными словами мы разобрались. - Ребята. А что такое корень слова? - Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». Корень- общая часть родственных слов. Корень обозначается –дугой. г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень» - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре) Корень: подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; начало, источник чего-либо; часть слова. - Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ). - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова). - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ? ( Общая часть родственных слов ) Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ). 4 . Понятие об однокоренных словах . - Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах. - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова) - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились. -родственные слова, -корень слова, -однокоренные слова -А теперь посмотрим правило в учебнике на с 61, как там сформулированы эти понятия. - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы. 5. Физминутка . Хомка,хомка,хомячок Полосатенький бочок Хомка рано встает Щечки моет, шейку трет Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку Раз,два,три,четыре,пять Хомка сильным хочет стать. - Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень. 6. Упражнения в распознавании однокоренных слов . а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Засели домики». - Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам. 1 ряд - - лис- Лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд - - мор- Морской, моряк, море, мороз. 3 ряд - - вод – Вода, водичка, водный, водитель. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся) - Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. ( проверяем работу 2 и 3 рядов ) -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием . б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа. - Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение «____» из учебника на странице _____. в) Групповая работа. -А вот и мудрая Сова появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки . Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным . 1 задание Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Этот зверь лесной-…..(медведь). Медведь, медленно, медвежата, медвежий. 2 задание На овчарку он похож, Что ни зуб- то острый нож. Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.( волк) Волк, волчий, волокно, волчица. 3задание Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут ее… Лиса, лисенок, листик, лисий 7. Релаксация. - Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять. 9.Домашнее задание. -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр. _____ стр._____) -Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко. 10. Итог урока. -Ребята, наш урок подходит к концу. Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке? -Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей. 6. Рефлексия. - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой. - Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. . |