Цель: закрепить и обобщить знания об имени прилагательном;совершенствовать умение распознавать род имёнприлагательных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, произвольное внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сотрудничество, взаимопомощь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Род имён прилагательных»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
(с использованием технологии «Перевёрнутый класс»)
Тема:Род имён прилагательных
Цель: закрепить и обобщить знания об имени прилагательном;совершенствовать умение распознавать род имёнприлагательных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, произвольное внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сотрудничество, взаимопомощь.
Оборудование: путевые листы; «птички-настроение», карточки с заданиями; проектор; презентация; музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Апрель», листы самодиагностики деятельности за урок.
Дома учащиеся самостоятельно изучают по рабочим листам тему «Род имён прилагательных».
Ход урока
(До начала урока звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»)
1. Организация класса.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Рефлексия.Соберите в ладошки все свои опасения, волнения, переживания и сдуйте их. Они превратились в красивых птичек, которые будут наблюдать за нами в течение всего урока. У Вас на партах тоже лежат птички. Если вы хорошо настроились на урок, возьмите птичку с раскрытыми крылышками, если еще волнения остались, возьмите другую птичку. Поднимите их вверх.
Желаю успехов вам на уроке!
2. Мотивация учебной деятельности
Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением
Звучит музыка ( Петр Ильич Чайковский «Времена года. Апрель».)
-Урок начнём с таких строк: (читает ребёнок). На доске картинки-слайды к этому стихотворению.
- Что значит речка «сбросила плен»? Подберите синоним (сбросила плен – обрела свободу, лед растаял).
-Подберите синоним к слову «синий» (васильковый, бирюзовый, лазурный, сапфировый, голубой).
Вспомните примету весны, связанную с птицами. (Соловьи запели - черемуха расцвела). Какие еще приметы весны, связанные с перелетными птицами мы изучали? (Грачи прилетели – проталины принесли. Зяблики появились – зеленая травка показалась).
- Ребята, мы должны помогать птицам весной? Какой праздник празднуем 22 марта?Какое настроение вызывает весна?
Весну воспевали многие писатели, поэты, композиторы, художники.
На нашем уроке будет звучать музыка великого русского композитора
П.И. Чайковского, который, написал цикл музыкальных произведений, посвящённый каждому времени года, каждому месяцу. Мы услышим музыку из его «Весеннего альбома».
Поставьте руку на локоть.
- Представьте, что вы художники, а в вашей руке находится кисть. Давайте нарисуем ствол дерева и раскрасим его (вверх-вниз), а сейчас нарисуем маленькие листочки (кружочки). Встряхнём нашу воображаемую кисть и красиво запишем 16 марта, Классная работа (назвать орфограммы) Слайд.
Минутка чистописания.
Прежде, чем начать писать, проверим посадку:
Ноги - на месте!
Локти - у края!
Спина – прямая!
Открыли тетради. Записали число. Классная работа.
На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь. Слайд
о а е и ы
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
- Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы
Дети делят так:
- Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
Какой согласный звонкий непарный, мягкий непарный звук произносим во всех этих окончаниях?
В это время: 1 чел - у компьютера (определяет род имени прилагательного.).
2 чел. – (работают на карточках для слабоуспевающих)
1 чел.- на дощечке (разбирает по составу: синяя, весенний)
Сравнить.
-Почему разные окончания? (прилагательные разного рода)
Какого рода имена прилагательные?
-Так для чего надо уметь определять род? (Для того, чтобы правильно писать окончания имён прилагательных).
Орфографическая разминка. (Слайд)
Синее небо, синяя тень.
Синяя реч… ка …бросила плен.
Синий подсне…ник, ж..тель в…сенний,
На синей пр…талинке смело растет.
-Назовите слова с пропущенными орфограммами:
а) на правописание безударных гласных, проверяемых ударением;
б) правописание парных согласных в корне слова;
в) правописание приставок;
г) Какую орфограмму я не назвала? (сочетания жи ши , чк, чн, нч)
-Назовите имена прилагательные в стихотворении. Определите род имён прилагательных.
Задание (ученик у доски)
Разберите второе предложение по членам предложения, назовите словосочетания. Слайд.
Какие вопросы возникли во время просмотра видеоролика, выполнения д/з? С какими трудностями столкнулись? Показать какие получились пирамидки) Пирамидки + на доске https://learningapps.org/1333977Проверим, как вы определили род имён прилагательных. Для этого приготовим карточки (м.р., ж.р., с.р.)
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке могут лежать абсолютно разные предметы.
- Ребята, перед вами не простой мешочек, а волшебный. В нём лежат предметы. Я буду по очереди подходить к каждому из вас, вы будете доставать из мешочка по одному предмету, называть, что это за предмет и придумывать его признак. Например, ручка (какая?) розовая. Остальные должны определить, к какому роду относится это прилагательное.
- Отгадайте, пожалуйста, загадку. О какой части речи говорится?
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?.. (Прилагательное).
- Давайте подумаем, что мы знаем, умеем и к чему должны стремиться на уроке.
- На какой вопрос отвечают прилагательные м. рода? Какие у них могут быть окончания?
- На какой вопрос отвечают прилагательные ж. рода? Какие у них могут быть окончания?
- На какой вопрос отвечают прилагательные ср. рода? Какие у них могут быть окончания?
-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?
Каким членом предложения бывает? Какая тема нашего урока? («Род имён прилагательных»)
Обобщение и систематизация изученного. Работа по теме урока.
Цель вашей работы на сегодняшнем уроке – поупражняться в определении рода имён прилагательных.
-Как будем определять род имён прилагательных?
Работа по учебнику (стр.72- 77). Разноуровневые задания.
Работа в группах.
- А теперь, продолжая наш весенний марафон, будем работать в группах.
Каждая группа получит задания. Ваша задача как можно быстрее и тише выполнить эти задания.
Повторим правила работы в группах.
Работа по путевым листам
І этап
1-я группа. Работа в группе. Составить алгоритм определения рода имени прилагательного.
2-я группа. Работа в парах. Заполнить таблицу «Изменение имён прилагательных по родам».
Изменение имён прилагательных по родам
Мужской род
Женский род
Средний род
3-я группа. С.р. Подчеркнуть имена прилагательные, употреблённые в переносном значении, определить род.
Богатый урожай, богатый голос.
Воздушная струя, воздушное печенье.
Кудрявые волосы, кудрявая береза.
Злой человек, злая вьюга.
Горькое лекарство, горькая правда.
Золотое кольцо, золотые руки.
Проверка
ІІ этап
1-я группа. Работа в парах. Упр. 124.
2-я группа. Работа в парах. Упр. 133.
3-я группа. С.р. Упр.134.
Проверка
ІІІ этап
1-я группа. С.р. Упр. 126.
2-я группа.С.р. Упр.129.
3-я группа.С.р. Деформированный текст
(Исправь ошибки в тексте, определи род прилагательных.)
Пришла дружный весна. Светит теплая солнышко. Рыхлое снег остался только в тени леса. На лесных озере треснул лед. Журчит шумное ручей. На березах надулись маленькая почки.
- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания в путевых листах. Выберите задание того уровня, с которым вы справитесь.
Путевой лист
Уровень 1. Спиши, определи род прилагательных.
Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит снежную крепость. Звонкая капель стучит по земле. Ожил спящий лес. Над головой послышалась звонкая трель. Много хлопот у пернатого царства.
Уровень 2.Исправь ошибки в тексте, спиши, определи род прилагательных.
Наступила ранний весна. Яркая солнце рушит снежная крепость. Звонкое капель стучит по земле. Ожил спящая лес. Над головой послышалась звонкий трель. Много хлопот у пернатой царства.
Уровень 3. Восстанови текст, спиши. Определи род, число, падеж прилагательных.
Ранний, наступила, весна. Солнце, яркая, рушит, снежная, крепость. Капель, звонкое, стучит, по, земле. Спящая, ожил, лес. Над, головой, послышалась, трель, звонкий. Много хлопот у царства пернатой.
Проверка.
VІІІ. Развитие речи (П.И.Чайковский - Времена года. Май "Белые ночи")
- Весна вступает в свои права. На деревьях набухли почки. Представьте себя маленьким листиком, который только показался из почки.
Составь по схеме-опоре по 2-3 предложения. Слайд.
1-я группаЯ вижу…
2-я группаЯ слышу…
3-я группаЯ чувствую…
Проверка
IX. Физминутка (Видео)
Словарная работа.
- Свои впечатления о весне каждый человек передает по-своему: словами, музыкой, красками. Давайте вспомним, как о весне говорил поэт С.А.Есенин. Вспомним отрывок из его стихотворения. (Ученик читает стих.)
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
-Поэт, для того чтобы более красочно описать свои впечатления использовал имена прилагательные. Давайте их найдём и определим род. Слайд.
Написал стишок про кошку
Мальчик Вова, мой сосед -
Значит Вова хоть немножко,
Хоть чуть- чуть уже …
Пpaвильнoe нaпиcaниe cлoвapнoгo cлoвa «пoэт».
Cлeдyeт зaпoмнить, чтo cлoвapнoe cлoвo "пoэт" пишeтcя c бyквoй "o". Cлoвa-oбpaзы для зaпoминaния: cлoвo – пoэт.
Запишите пoэт.
Составьте словосочетания
Известный поэт, русский поэт
Великий русский поэт А.С. Пушкин написал сказку о «Золотой рыбке»
Поэт Сергей Есенин написал стихотворение «Черемуха».
А теперь предлагаю послушать, как о весне рассказал композитор. Эта музыка помогает нам почувствовать красоту русской весенней природы, вызывает чувство радости, ликования, лёгкости, восторга. Петр Ильич Чайковский «Времена года. Апрель». (Звучит отрывок).Но у этого произведения есть и второе название «Апрельская капель». Определите род прилагательного.
Застывшей музыкой называют произведения художников. Рассмотрите репродукции великих русских пейзажистов. Обратите внимание на названия картин. Рассматривая картины, ответьте на вопрос: словосочетания из каких частей речи взяли авторы для их названия? Определите род прилагательных в данных словосочетаниях.
Константин Фёдорович Юон «Мартовское солнце»
Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода». Какое сезонное явление природы изображено на этой картине? (Половодье)
Герман Алексеевич Травников «Майский лес»
X. Итог урока
-Что же вы узнали на уроке? (таблица З У Х)
Игра « Верю. Неверю». Встали. Если я называю верное утверждение, то вы хлопаете в ладоши. Если нет, то машете головой. Приготовились:
1. Род имен прилагательных зависит от рода имени существительного, с которым связан.
2. Имена прилагательные по родам не изменяются.
3.Имена прилагательные женского рода имеют окончание ая, -яя.
4. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам
5. Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончание -ое, -ее?
6.Имя прилагательное во множественном числе изменяется по родам.
Да Нет Да Да Нет Нет
-Зачем мы учились определять род имени прилагательного?
-Назовите алгоритм определения рода имени прилагательного.
ХI. Домашнее задание
Ребята, я сегодня на уроке сказала о том, что каждый человек передаёт свои впечатления по-своему. Мне очень хочется, чтобы вы тоже попытались передать свои впечатления о весне. И написали 1-я группа - мини-сочинение, используя для передачи своих впечатлений прилагательные, определите их род. 2-я группа - мини-сочинение, определите род и число прилагательных, 3-я группа - используя для передачи своих впечатлений сложные имена прилагательные, определите род, число и падеж. Можно нарисовать рисунок или придумать мелодию к тексту.
XII. Рефлексия
Продолжи высказывание, подобрав подходящие имена прилагательные. Определи род прилагательных.