I. Мотивация учебной деятельности Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок. II. Актуализация знаний. 1. Запись в тетради числа и классной работы. 2. Минутка чистописания: Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (Слайд 1) - Какое сейчас время года? - Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете? - Назовите первый звук в слове «весна»? - Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»). - Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность. Вв в Ввв в Вввв … - Запишите слова и подчеркните орфограммы. весна цветок трава весенний дерево 3. Повторение пройденного - Составьте предложения на тему «Весна», используя одно из слов. - На доске предложение нужно исправить ошибки: Напраталинке поевился первый голубенький цвиток. (Слайд 2) - Один ученик разбирает по членам предложения, второй по частям речи, третий определяет падеж существительных. (Оценивание) III. Фиксация индивидуального затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. - Вернемся к словам из чистописания. - Какое из них «лишнее»? (Весенний). - Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные) - Почему вы так считаете?. - Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода). - Что получили? (Существительное мужского рода – цветок, существительные женского рода – весна, трава, существительное среднего рода – дерево). - Теперь посмотрим на «лишнее слово». - Можем ли мы определить род этого слова подставив местоимения он, она, оно? (Нет, не можем). - Почему? (Другая часть речи?) - Какая часть речи? (Имя прилагательное). - Как вы определили? - Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос. - Сформулируем тему нашего урока. (Слайд 3) IV. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. 1. Работа с карточками. - В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. - Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока. - Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово весенний? (Цветок). - Составьте это словосочетание. (Весенний цветок). - Попробуйте подобрать к словам трава и дерево формы от слова весенний. - Что получилось? - Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное цветок мужского рода, то и имя прилагательное весенний будет тоже мужского рода. Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам (Оценивание) (Слайд4) Карточки: звонкая капель, яркое солнце, белый подснежник, весенний цветок, весенняя трава, весеннее дерево, голубой ручей, тёмная проталинка, синее небо. Физкультминутка 2.Работа в тетради - Запишите полученные словосочетания по родам, выделите окончания у прилагательных. Сверьте окончания с таблицей.(Сл. 5) - Попробуйте определить род имен прилагательных на доске. Сделайте вывод. (Прилагательные мн. ч) (Слайд 6) V. Закрепление изученного материала 1. Знакомство с правилом в учебнике на странице 72. 2. Составление алгоритма. (Слайд 7) 3. Самостоятельная работа. Упр. 126 Взаимопроверка по образцу. (Оценивание) 4. Разноуровневый тест - Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами два теста. Тест 1– сложный, Тест 2 –простой. Результат оцениваться будет по выбранному тесту: если всё правильно, Тест 1 – на «5», Тест 2 – на «4». (Слайд 8) (Оценивание) 5. Работа с текстом на карточке. (Если останется время) - Озаглавить текст, записать заголовок. - Вставить пропущенные слова, определить род и число прилагательных. (Слайд 9) (Оценивание) VI. Рефлексия - Наш урок приближается к завершению. - Понравился вам урок? Что нового узнали? - Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным). - Как изменяются имена прилагательные? - Как определить род имени прилагательного? - Всегда ли можно определить род имени прилагательного? - Давайте оценим вашу работу. VII. Домашнее задание. Выучить правило на странице72, выполнить упражнение 128. | Проверяют готовность к уроку. Формирование личностного смысла учения. Воспитание чувства прекрасного, любви к природе Дают характеристику звуку. Записывают буквы и слова в соответствии с образцом. Устно составляют предложения. Исправляют ошибки в записанном предложении. Осознанное построение речевого высказывания. Сравнение, анализ, классификация. Повторяют правило об имени существительном Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Прогнозирование, планирование учебной деятельности с помощью учителя. Наблюдения и ответы детей. Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Использование имеющихся знаний. Работа в группе. Проверка по образцу. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других. Записывают словосочетания, выделяют окончания. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Взаимопроверка. Проверка по образцу. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Адекватно оценивать свои знания и собственное поведение. |