Тема урока. Речевое оформление экзаменационного сочинения.
- развитие умения у учащихся ставить учебную цель на материале предмета «Русский язык».
Эпиграф. «Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.
«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное».
М.М. Сперанский
Этапы урока. | Действия учителя. | Действия ученика. |
Орг. момент. | …– Здравствуйте! – Поклонившись, мы друг другу сказали, – Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто « Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? «Здравствуйте!» - то есть будьте в хорошем здоровье, Это главное в жизни. Я вам главного, лучшего в жизни желаю. Поклонимся ж друг другу при встрече И тропинку друг другу уступим (Если даже там снег, Если даже там грязь по колено). – Здравствуйте! Как я рад, Что могу вам это сказать! Этими словами известного русского публициста, писателя В. Солоухина я приглашаю вас начать сегодняшний урок. Каждый из вас сам решит, что он будет значить в системе ваших уроков русского языка. Урок красоты, общения, уверенности, любви к слову языку. Кадр 1 | Приветствуют учителя. |
2. Мотивация | Кадр 2 Обратите внимание на эпиграф урока. Это выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла цель: «написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное». Будет ли подобная цель созвучна вашей, уважаемые будущие выпускники! (Можете ли вы сказать, что подобная цель стоит и пред вами?) Чтобы хорошо написать сочинение и получить высокий результат, вам нужно знать, что от вас хотят. Давайте, еще раз уточним критерии сочинения. | Да. Мы являемся выпускниками школы, и, чтобы получить высокие баллы за ЕГЭ, нам нужно научиться хорошо писать сочинение. |
| Первое, что оценивается в сочинении – это содержание. Какие здесь критерии мы выделяем? Что такое проблема текста? Как формулируется проблема? | Кадр 3 К1 – это определение проблемы текста. Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п. Проблема текста – это вопрос, который задает автор текста. В виде риторического вопроса или повествовательным предложением: в тексте поднимается проблема чего? |
| Второй критерий? Какие виды комментария вам известны? | Кадр 4 К2 – это комментарий текста. Концептуальный объясняет проблему текста, её актуальность, авторский замысел различные мнения о проблеме Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. |
| Третий критерий. Что такое позиция автора? Как может выражаться позиция автора. | Кадр 5
К 3 - позиция автора. Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. 1. Четко, прямо, непосредственно: - в названии текста; - в отдельных предложениях текста; - через ряд аргументов. Чаще всего это в текстах публицистического стиля. 2. Через модальный план текста: - риторические вопросы; - риторические восклицания; - порядок слов; - лексические повторы; - оценочную лексику; - модальные слова и частицы; - ряд вводных слов, словосочетаний, предложений. Это происходит в текстах художественного стиля. |
| Какой четвертый критерий в содержании сочинения. Сколько должно быть аргументов, чтобы получить максимальное количество баллов по этому критерию? | Кадр 6 К 4 - подбор аргументов. Нужно привести не менее двух аргументов, один из которых взят их художественной литературы, второй из жизни. |
| Спасибо. Критерии по содержанию сочинения вы знаете хорошо. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке у меня будет возможность убедиться в том, что вы их умеете точно раскрывать на практике. | |
Сообщение темы урока. | Продолжаем учиться писать сочинение, потому что вам нужно написать сочинение «правильное и ясное». Кадр 7 Тема урока: «Речевое оформление экзаменационного сочинения». Запишите в тетрадь число и тему урока. | Записывают в тетрадь число и тему урока. |
Постановка цели урока. | Кадр 8 Внимательно прочитайте тему урока. Выделите слова и словосочетания, значения которых вам не совсем ясно. Определите, знаете ли вы значение этих слов? Ответьте на вопрос: какое новое знание нужно будет усвоить в процессе изучения данной темы? Ответь на вопрос: какое новое умение, связанное с применением этого знания, необходимо будет усвоить. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. Как вы проверите, достигли вы целей урока. | Ученики читают. Речевое оформление сочинения. - Знаем, но применительно к написанию сочинения на ЕГЭ точно не можем сказать. - Мы не знаем критерии речевого оформления сочинения. - Нам нужно узнать критерии речевого оформления сочинения. - Нужно уметь правильно оформлять сочинение. (нужно научиться правильно оформлять сочинение) - узнать критерии речевого оформления сочинения; - научиться правильно, в соответствии с критериями писать сочинения. Кадр 9 - напишем сочинение в соответствии с критериями |
Этап достижения целей урока. | Прочитаем, как звучит критерий пять в экзаменационном сочинении. | Кадр 10 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
| Давайте начнем с последнего здесь требования. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Какова композиция экзаменационного сочинения? Части сочинения должны отвечать требованиям соразмерности, а композиция отражать логику размышлений пишущего. Основная логика сочинения-рассуждения отражает этапы подготовки и последовательность критериев оценивания | Кадр 11 -
Вступление. Определение проблемы. Комментарий проблемы. Позиция автора. Аргумент 1. Аргумент 2 Заключение. Каждая часть сочинения пишется с красной строки. |
| Именно такое построение поможет вам добиться смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Значит, ребята, что же такое смысловая цельность сочинения? | В работе есть смысл, она подчинена единому замыслу: раскрытию критериев содержания сочинения. |
| Читаем далее требование критерия: логические ошибки отсутствуют. Что относится к логическим ошибкам в письменной и устной речи? У вас есть ответ на этот вопрос? Для того чтобы это выяснить, обратимся к раздаточному материалу, который находится у вас на столах. В нем указаны виды логических ошибок и приведены примеры. Поработайте с ним самостоятельно, постарайтесь запомнить типичные логические ошибки и избегайте их в своих сочинениях. Обращаю ваше внимание на логическую ошибку № 7. Прочитайте ее. Ребята, эта ошибка типична и для ваших сочинений. Я на нее уже вам указывала, запомните ее, поймите, что так писать нельзя. | Нет. Работа с раздаточным материалом Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
| Теперь обратимся к критерию К 6. Прочитаем, какие требования в нем предъявляются. | Кадр 12 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. |
| Здесь уместно вспомнить хорошо нам известную фразу лингвиста Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают» Кадр 12 За счет чего достигается точность выражения мысли. Чтобы добиться выразительности речи, нужны условия: Самостоятельность мышления Интерес к тому, о чём пишешь Знание выразительных возможностей языка Знание свойств языковых стилей Тренировка речевых навыков Умение контролировать свою речь Психологическая целевая установка на выразительность речи Вы пишите на экзамене текст публицистического стиля, сочинение-рассуждение. Давайте уточним, какие лексические средства художественной выразительности вы могли бы в нем использовать? Что относится к синтаксическим средствам выразительности?
Ребята, вспомните цель нашего урока? Мы достигли этой цели? | - Использование разнообразной лексики; - использование различного грамматического строения предложения. Кадр 13 Кадр 14 -различные тропы; - слова синонимы и антонимы, фразеологические обороты; -замена существительных местоимением; - ряды однородных членов; - парцелляция; - риторические вопросы и восклицания; - использование вводных слов. - узнать критерии речевого оформления сочинения; Да. |
Практическая часть. | Для достижения второй цели: научиться правильно, в соответствии с критериями оформлять сочинения, - я вам предлагаю поработать с текстом публициста Василия Пескова. Кадр 15 Внимательно прочитайте текст с карандашом в руке, отмечая все фразы и слова, на которые вы обратите внимание при первом чтении. Второй раз текст читаю сама. - Определите тему текста. - Определите стиль текста и тип речи. Прочитайте еще раз первый и последний абзац текста. Сформулируйте проблему текста. Я предлагаю вам остановиться на первой проблеме текста | На столах у учащихся текст В. Пескова. Ученики читают текст. - как люди приходят к пониманию природы - Перед нами текст-рассуждение публицистического стиля. 1-я проблема. Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи. 2-я проблема. Текст В. Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы? |
| Комментарий проблемы. Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркнем ключевые слова и фразы. | В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». |
| Определяем позицию автора. Рекомендую перечитать поставленный вопрос (что дает человеку любовь к природе?) и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце. | Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни». |
| Выражаем свою позицию и приводим аргументы Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. | Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. |
Рефлексия. | Осталось немного до того ответственного в вашей жизни периода, когда вам предстоит сдавать ЕГЭ. Это, конечно, нелегко. Но никогда не следует сомневаться в том, что можно найти необходимые силы и возможности для преодоления жизненных препятствий. На первый взгляд это кажется нереальным, но необходимо воспитывать в себе твёрдое убеждение, что в жизни можно достичь всего, чего желаешь. В этом смысле уместно вспомнить слова выдающегося американского писателя Джека Лондона: Я стремлюсь к цели с таким же постоянством, с каким стрелка компаса стремится к полюсу. Я непоколебим. Каждый, кто имел возможность хорошо узнать меня, наверняка видел, что всегда будет так, как я хочу, пусть для этого потребуются годы. Жизнь есть борьба, и я готов к ней. Джек Лондон.
- Действительно, если человек настроен оптимистически и действует уверенно, ему всегда будет сопутствовать успех.
У нас с вами есть заветная цель: успешно сдать экзамены. Будем настойчиво стремиться к ней, чтобы достичь желаемого результата. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ | Вид ошибки | Примеры |
Л1 | Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы. |
Л2 | Нарушение причинно-следственных отношений | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 | Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 | Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? |
Л5 | Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) | Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.
|
Л6 | Сопоставление логически несопоставимых понятий | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Л7 Композиционно-текстовые ошибки |
Неудачный зачин | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 Ошибки в основной части |
а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. | |
Л9 Неудачная концовка | Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1)Для одних лес - это всего лишь деревья и дрова. (2)Если нет грибов или ягод - в лесу им скучно. (З)Для других лес- это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные, душевные, где поннятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым.
(4)Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (5)У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!» (6)Другие в эти минуты боятся обронить слово. (7)И есть люди, душевный инструмент которых особо чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (8)В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин. Есенин, Пришвин, Паустовский.
(9)Лев Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (10)Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (11)Чувство природы врождённое. (12)И есть оно у каждого человека. (13)Но чувство это спит. (14)Кто разбудит его в раннем детстве? (15)Сможет ли это сделать школьный учебник? (16)Вряд ли. (17)Но может это сделать умный, чуткий учитель. (18) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно - отец, мать (у Горького - бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто сам был кем-то разбужен. (19)Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (20)Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик Сетон-Томпсона «Животные-герои». (21)Я считаю её своим «будильником».
(22)Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. (23)С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. (24)От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... (25)Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. (26)Конечно, нужны и учебники. (27)Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. (28)Эта школа должна обязательно быть.
(29)И всё-таки в начале всего стоит Любовь. (30)Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (31)С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. (32)Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
(По В. Пескову)
Сведения об авторе: Песков Василий Михайлович (родился в 1930 г.) - писатель, журналист, автор документальных очерков (многие с авторскими фотоиллюстрациями), описывающих жизнь советских людей, живущих в разных уголках нашей Родины, а также русскую природу, лауреат Ленинской премии 1964 года.