Работа с учебником (§2) Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть: 1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой. 2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь. 3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо). 4) Монологической или диалогической. Упражнение1. Дайте характеристику речи Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д. Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику. Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить. Упражнение 2.30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним: 1) Злость (доброта) 2) Господин (слуга, раб) 3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть) 4) Позор (почет, слава, честь) 5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник) 6) Черный (белый) 7) Прыгать (стоять) 8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый) 9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля) 10) Гуманность (жестокость, мизантропия) 11) Смех (плач) 12) Атака (оборона, защита) 13) Буря (тишь, покой) 14) Скука (веселье) 15) Беда (радость) 16) Вершина (основание, подошва) 17) Тусклый (яркий) 18) Любить (ненавидеть) 19) Суша (море, вода) 20) Культура (невежество) 21) Женщина (мужчина) 22) Ребенок (старик) 23) Находка (потеря) 24) Надежда (отчаяние) 25) Мороз (жара, зной) 26) Работа (отдых, безделье) 27) Гладкий (шершавый) 28) Взять (отдать) 29) Похвала (брань, ругань, критика) 30) Адажио (аллегро, престо, скерцо). Подсчитайте количество правильных ответов. Точно угаданный антоним — это 1 балл. Слова, приблизительно правильные (например, «позор — гордость» вместо «почет, слава»), — это полбалла. При хорошем или удовлетворительном знании языка и умении логически мыслить результат составит примерно 25-30 баллов. Упражнение 3. Тезис - это ёмкое суждение о каком-то объекте. У хорошего оратора публичное выступление построено на ряде тезисов. Пусть даже сами эти тезисы не проговариваются вслух (по крайней мере в таком виде, в каком они вертятся в сознании выступающего), но они являются скелетом всего выступления, и без них тело выступления похоже на "бесформенный студень». Чтобы научиться формулировать тезисы, необходимо научиться мыслить ясно, выделять существенное в рассматриваемом объекте. Попробуйте проделать следующее упражнение. 1. Вспомните фильм, который смотрели недавно (или книгу, которую недавно прочли). 2. Изложите содержание фильма (книги) в четырёх предложениях (предложения могут быть и короткими, и длинными - на ваше усмотрение). Лучше проделывать это в уме, но и на бумаге тоже сойдёт. 3. Изложите то же самое, но уже в трёх предложениях (объедините предложения, уберите что-то менее важное). 4. Изложите то же самое в двух предложениях. 5. Изложите в одном предложении. 6. Произнесите это предложение вслух несколько раз. Если оно кажется вам каким-то "неловким", то подкорректируйте его, чтобы оно звучало лучше. |