Развитие деловой активности учащихся на уроках словесности
Развитие деловой активности учащихся на уроках словесности
Как сделать урок радостным и интересным для учащихся, чтобы раскрыть творческий потенциал личности, поставить в ситуацию выбора и принятия самостоятельного решения? Этого можно достичь только при условии, когда учитель-словесник найдет пути эффективного достижения цели обучения и приемы оптимизации учебного процесса, привлекая всех учащихся к деловой активности.
Предложенный урок представлен с использованием активных и интерактивных приемов, они дадут ученикам возможность самовыражения и творческой активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
их, правильно писать числительные на - сотый, - тысячный,
- миллионный.
План урока: 1. Сообщение темы, целей, задач урока, мотивация учебной деятельности. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Усвоение новых знаний: работа в группах с опорными схемами, мини-практикум. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание.
Подготовка к уроку: учащиеся выбирают и записывают в тетради 5-6 пословиц, в состав которых входили бы числительные, находят или составляют собственные ребусы с числительными, загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, задач урока.
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. На прошлом уроке мы уже посетили сказочную страну, жители которой организованы и пунктуальны. В городах там всегда царит порядок. Каждый житель имеет определенное место, а в стране ценят точность. Поможет вам вспомнить, что это за страна и кто ее жители, стихотворение. Итак, жители этой страны знают:
Сколько в небе звездочек,
Сколько в лесу цветочков,
Сколько капель в Десне,
Сколько книг на земле.
Ответы учеников: числительные, Страна Чисел.
Сегодня мы поближе познакомимся с двумя большими семьями, которые живут в стране цифр: группой количественных и группой порядковых числительных.
IV. Актуализация знаний.
1. (Учащиеся самостоятельно выбирают, какую задачу выполнять.)
а) Пятиминутное эссе "Мгновенное фото" (Описать то, что видите в данный момент за окном или в классе, используя как можно больше числительных).
(Из ученических работ)
Солнечное утро.
Под моим окном два дерева, а ветви третьего едва выглядывают. По улице идут трое. Мать везет малыша в коляске, за ними - одна старушка. На земле около десяти воробьев. Чуть дальше один серый кот, но он не следит за птицами, или делает вид, что не следит?
б) Перечислить, какие предметы и сколько видите за окном или в классе (словосочетание числительное + существительное)
2. Зачитывания записанных дома учащимися пословиц, в состав которых входят числительные.
3. Разгадывание составленных ребусов.
V. Усвоение новых знаний
Учитель. Числительные делятся на количественные и порядковые. Рассмотрите представленные схемы и выясните, что могут означать количественные числительные
Четыре одна четвертая много четверо
Что означают порядковые числительные?
Четвертый второй
1. Работа в группах (группы динамические). Задание: прочитать статью учебника, каждой группе представить разряд числительных.
Что означают?
На какие вопросы отвечают?
Изменяются ли по родам, падежам?
Задание: исследовать согласно схеме группы числительных.
Ученики работают по группам, заполняя таблицы в тетрадях
разряд
?
примеры
Как изменяются
2. Проверка работы в группах (для сильной группы - презентация, для слабой - беседа)
• Работа с учебником. Прочитать по учебнику правила написания порядковых числительных на -сотый, -тысячный, -миллионный т.д. и записать слова, зашифрованные в схеме, объяснить правописание
миллиардный
Трех
пяти
двадцати
тысячный
сотый миллионный
• «Поймай числительное». Прочитать текст, найти числительные, определить их разряды (и распределить на две большие семьи в Стране чисел)
Для передачи информации о приближении врага казаки использовали сигнальные огненно-дымовые сооружения, которые назывались фигурами. Для построения фигуры использовали девятнадцать просмоленных бочек с одним днищем и одну совсем без дна. Сначала ставили в круг шесть бочек и завязывали их просмоленными канатами, на них ставили второй круг из пяти бочек, на него - третий из четырех бочек, дальше четвертый из трех бочек и пятый круг - из двух. На самый верх ставили одну бочку без дна. Внутри фигуры создавалась пустота, которую на две трети заполняли смолой. Дым от зажженной фигуры был виден на расстоянии двадцать пять - тридцать километров.
V. Рефлексия«Незаконченное предложение»
Я знаю, что числительные по значению ...
Буду писать сложные числительные ...
Многие, немало, двое, третий - это ...
Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание
- Ситуативная задача. Представьте себе: к вам с просьбой помочь обратился товарищ, из-за болезни пропустивший тему «Количественные и порядковые числительные». Как бы вы ему объяснили тему. Составьте сообщение.
- Выписать из учебника истории 5-6 предложений с числительными, определить разряды.