Общие требования к написанию сжатого изложения (сборник текстов изложений под ред. Н.А.Сениной, ФИПИ):
Сохраняется тип (повествование, описание); стиль (научный, публицистический);
Сохраняется количество абзацев;
Сохраняется микротема каждого абзаца;
Приёмы сжатия исходного текста изложения (слайд):
Исключение;
Слияние;
Упрощение;
Обобщение.
Сообщение темы и целей урока.
Практическая работа.
Учитель читает текст на доске:
Чудо родной речи необъяснимо. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.
Детство не только славная пора, детство-ядро будущей человеческой личности. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда начинаешь ощущать принадлежность к своей культуре.
Задания:
Сжать текст, используя метод исключения (устно).
Сформулировать микротемы абзацев, записать их на доске (выполняет один ученик у доски).
Проверка выполнения задания.
Работа с текстами по вариантам (раздаточный материал):
Задания:
1 вариант- использовать метод слияния:
Москва с беспечной щедростью уступила Пушкина Петербургу. Пушкин пришёлся там ко двору. Не к царскому двору. К большому общему двору российской столицы. Сюда входили люди разных сословий, чина и звания. Всех их объединяло то, что они были читателями и почитателями Пушкина.
2 вариант - использовать метод упрощения:
В России много подлинных гениев. Одним из них был Шаляпин. Господь щедро наградил его голосом – единственным в мире по силе и красоте, внешностью необыкновенною, умом острым, талантами разнообразными.
Проверка: зачитываются получившиеся тексты каждого варианта вслух.
Коллективная работа (раздается всем один и тот же текст):
Талант накапливается в человеке по капельке, передаваясь по наследству от поколения к поколению, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, чтобы однажды, в каком-нибудь поколении, разразиться ослепительным взрывом.
Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. Ясно одно, что талант- какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались ни за что ни про что удивительные дарования великим писателям, поэтам, музыкантам, художникам.
Самопроверка (сжатый текст – слайд):
Талант накапливается в человеке, передаваясь по наследству. Пробираясь по родословной, однажды ярко он проявится в каком-то поколении.
Талант никто не может объяснить. Это редкая способность, которая достаётся не каждому. Такое дарование досталось многим великим людям.
(Учитель показывает портреты известных музыкантов, композиторов, художников, поэтов, писателей и др.).
Самостоятельная письменная работа – подготовка к ГИА (задание С1), (предварительно раздаются листки контроля).
Чтение текста учителем вслух 2 раза (с интервалом в 5 минут).
Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать нормам литературного языка.
В последнее десятилетие обнаружилась крайне низкая культура речи:
люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. На нас хлынула лавина ошибок - грамматических, стилистических, синтаксических. Как сказал в одном из своих последних интервью великий русский просветитель академик Д.С.Лихачёв, «общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего».
Листки контроля с чистовыми вариантами сжатого текста сдаются учителю на проверку.
Заключительное слово учителя.
Язык улицы – брань, матерные слова – теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
Сегодня мы не случайно вспомнили слова академика Д.С.Лихачёва. Образцом и самым ярким примером человека, владеющего высокой культурой речи, был Д.С.Лихачёв, с его скромностью, предельно искренним уважением к людям (и к собеседнику, в частности), с его высочайшей общей культурой, с его пониманием и любовью к подлинным сокровищам изобразительного и музыкального искусства.
Диктор Центрального телевидения И.Кириллов так сказал о речи академика Лихачёва: «Если бы меня попросили привести пример образца русской речи, я бы, не задумываясь, назвал речь Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Она, как я часто говорю, льющаяся, свободная, рождающаяся тут же у тебя на глазах».
Вопрос к обучающимся: А что вы думаете по этому поводу?
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Как вы оцените свою работу на уроке?
Выставление оценок учителем.
Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение на тему: Можно ли обойтись в нашей жизни без «языка улиц»?