I Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи, и вести его буду я. Зовут меня Мария Владимировна. Давайте откроем рабочие тетради, запишем число: Двадцать четвертое ноября, Классная работа и тему сегодняшнего урока: «Подготовка к сжатому изл..жению по тексту Георгия Алексеевича Скребицкого». Ребята, вы заметили, что в слове изложение пропущена буква. N, выйди, пожалуйста к доске, вставь пропущенную букву и подчеркни её. На каком основании ты поставил именно эту букву? Затрудняешься? На самом деле, вы еще не изучали правило на эту орфограмму. Правило заключается в том, что в корне -лаг- пишется а, а в варианте этого корня -лож- пишется о. Ребята, запишите это слово еще раз. Выделите в нем ударение, подчеркните орфограмму. На доске записаны три варианта морфемного разбора этого слова : изложение, изложени , изложение. Какой вариант, на ваш взгляд, является правильным? Верно. Разберите слово по составу в своих тетрадях. Давайте вспомним, а что же такое изложение? II Целеполагание Цель нашего урока – подготовиться к написанию сжатого изложения. Определите лексическое значение слова «сжатое» путем подбора синонимов. Молодцы. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать сжатое изложение? Вы абсолютно правы. Научиться писать сжатое изложение, значит, овладеть важным жизненным умением. На уроках русского языка, литературы, истории, биологии, географии учителя часто просят вас дать ответ по той или иной теме, и вы не пересказываете весь параграф дословно, а выбираете только самое важное. Это позволяет сэкономить время. Другой пример, когда вас просят пересказать содержание какого-либо фильма или книги, вы также говорите о самом главном, интересном, запоминающемся. III Подготовка к написанию сжатого изложения 1. Слово об авторе текста Сегодня мы будем работать по тексту Георгия Алексеевича Скребицкого (портрет). Что вы знаете о Г.А.Скребицком? Владимир Архангельский писал о нем: «Он расширял границы нашего представления о том прекрасном в природе, что помогает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить её. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником великой любви к Родине». Как вы думаете, что мы будем делать дальше в нашей подготовке к сжатому изложению? 2. Восприятие текста а) Установка на слушание Верно. Сейчас я прочитаю вам текст. А вы, ребята, должны внимательно слушать, чтобы озаглавить его. Помните, что заглавия бывают нескольких видов. В своем заглавии вы должны отразить тему текста (то, о чем пытался сказать автор) или идею (т.е. основную мысль текста). б) Чтение текста учителем (Текст см. Приложение) 3. Беседа по тексту Ребята, вам понравился текст? Кто герои рассказа? Когда и где происходит действие в рассказе? Зачем дети пришли в лес? Что помешало им это сделать? Хорошо. Какие заглавия вы можете предложить? Очень хорошо. Сейчас каждый из вас получит распечатку с этим текстом. Посмотрите, какое заглавие предлагает нам автор? Как вы думаете, почему именно «наседка»? Значения каких слов из прочитанного текста вам были непонятны? Хорошо. А может быть, кто-то сможет объяснить значение этих слов? Тетёрка – это лесная птица. Возвращаемся к тексту. Определите тип речи. От какого лица идет повествование? К какому стилю относится данный текст? 4. Составление плана (устная работа) На сколько смысловых частей можно разделить текст? Какие именно? Верно. Где заканчивается вступление? Как озаглавим вступление? Хорошо. Основная часть слишком большая. Дайте выделим внутри неё микротемы. Будем читать, пока не закончится одна смысловая часть. Как озаглавим эту часть? Как озаглавим следующий пункт плана? В каком (каких) по счету абзаце (абзацах) раскрывается эта микротема? Читаем следующий абзац. Как можно озаглавить этот пункт плана? Читаем дальше. Как озаглавим этот пункт плана? Ребята, мы закончили работать с основной частью. Какое общее заглавие мы можем ей дать? У нас остался последний абзац (заключение), читаем его, пытаемся озаглавить. Ребята, на слайде вы видите готовый план, спишите его. 5. Работа с текстом с целью выделения главной информации. Кто помнит цель нашего урока? Молодцы. Давайте познакомимся со способами сжатия текста. Сегодня мы рассмотрим два способа сжатия текста: исключение второстепенной информации и обобщение конкретных, единичных явлений. Приступим к сокращению текста. Ребята, возьмите в руки карандаши, чтобы подчеркивать главную информацию. Прочитайте часть текста, которая соответствует первому пункту плана. Насколько важна информация этого абзаца? В первом предложении есть одна не особо значимая деталь. Насколько нам важно знать имя лесника? Если мы опустим «дядя Фёдор», а оставим только «лесник», смысл предложения изменится? Прочитайте часть, которая соответствует второму пункту плана. Чему посвящены эти абзацы? Обобщите информацию, посвященную описанию природы; передайте основное содержание второго и третьего абзаца в двух - трех предложениях. Хорошо. Запишите эти предложения на полях, напротив второго и третьего абзаца. Прочитайте ту часть текста, которая соответствует третьему пункту плана. Выделим главное. Какое действие в этом абзаце является главным? Какие предложения являются связующими между третьим и четвертым абзацами? Прочитайте ту часть текста, которая соответствует четвертому пункту плана. Можем ли мы сократить эту часть? Почему? Для чего автор использует слово «вдруг»? Почему «что-то захлопало, зашумело»? Смотрим на следуюший абзац. Можем ли мы что-то сократить или изменить? «Ребята закричали». Почему? В каком состоянии находились дети? Какой глагол использует автор, чтобы передать действия лесника? Что обозначает это слово? Подберите синоним. Хорошо. Лесник не затаптывал, а «заминал» огонь. Почему? Читаем последний абзац. Можно ли его сократить? В последнем абзаце автор использует слово «пошли». Это нейтральное или эмоционально окрашенное слово? Почему автор использует нейтральное слово? Обращаю ваше внимание на то, что эту лексику нужно сохранить в тексте сжатого изложения. Подведем итог по сокращению текста. Какие содержательные способы сжатия мы использовали? 6. Предупреждение ошибок а) речевых Как можно заменить слово «ребята», чтобы избежать повтора? Запишем эти слова в тетрадях. На доске записаны два глагола – разжечь и поджечь. Какой из них будет сочетаться со словом «хворост», а какой – со словом «огонь»? Запишите это в тетрадь. б) грамматических Прочитайте предложения, которые вы видите на слайде. Найдите грамматические ошибки, отредактируйте предложения. 1. И ребята пошли в другой конец вырубки. 2. Лесник показал школьникам, как нужно поджигать хворост, и повел к краю вырубки. в) орфографических Посмотрите на первый столбик слов (на доске: к..стер, тр..вожить). Назовите орфограмму. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Обратите внимание на слова второй колонки (на доске: к..зался, т..терка). Назовите орфограмму. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Обратите внимание на следующую группу слов. Их написание нужно запомнить: наконец, что-то, из-под. Запишите эти слов в тетради. г) пунктуационных Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме: «П!» - а. «П», - а. 7. Самостоятельная работа учащихся с текстом (3-4 минуты) 8. Сжатый пересказ текста учащимися Поработайте в парах. Каждый из вас должен пересказать текст своему соседу, а тот должен внимательно слушать. Ну, как получилось?! Кто бы поставил своему соседу «5»? Далее заслушиваются и обсуждаются пересказы 2-3 учеников. 9. Повторное чтение всего текста учителем Ребята, сейчас я последний раз прочитаю текст, постарайтесь запомнить важные моменты, которые мы с вами выделили. (После последнего чтения распечатанные тексты собираются). IV Написание изложения V Задавание на дом VI Подведение итогов Ученики сдают тетради с изложением. Ребятам, активно работающим в течение урока, выставляются оценки. | Ученики оформляют записи в тетради. Ученик вставляет букву о, подчеркивает её. Ученик затрудняется ответить. Изложение -Второй вариант является правильным. - Изложение - это письменный или устный пересказ прочитанного или прослушанного текста. - Маленькое, небольшое. - С помощью сжатого изложения мы можем передать из воспринятого текста только самое главное, основное. - Сжатое изложение позволяет сообщить самое основное содержание текста за небольшой промежуток времени. - Георгий Алексеевич Скребицкий – Детский писатель, его перу принадлежат рассказы о природе, о животных. -Послушаем текст. Ученики слушают текст. -Да! -Героями рассказа являются мальчики и лесник. -Действие происходит весной в лесу. -Дети пришли в лес, чтобы сжечь хворост. -Под хворостом было свито гнездо. - Спасение гнезда тетерки от огня (тема). - Любовь матери к своим птенцам (идея). -Наседка -Потому что тетерка заботливая, оберегает своих птенцов. -Потому что она высиживает яйца, как курица. -Вырубка, тетёрка. - Вырубка – это место, где вырублен лес. -Тип речи - повествование с элементами описания. -Повествование идет от третьего лица. -Текст относится к художественному стилю. -На три. -Вступление, основная часть, заключение. -Вступление – это весь первый абзац. -Поход в лес. Ученик читает вслух второй и третий абзацы. -Лес весной. -Уборка в лесу. -Эта микротема раскрывается в четвертом абзаце. Ученик читает пятый абзац. - Гнездо в опасности. Ученик читает шестой абзац. -Спасение гнезда тетерки от огня. -Случай в лесу. -«Нельзя тетёрку тревожить!» Ученики записывают план в тетрадь. - Цель урока – подготовиться к написанию сжатого изложения. Ученик читает первый абзац. -Эти предложения необходимо оставить полностью, так как они передают важную информацию. -Не важно. -Нет. Ученик читает второй и третий абзацы. -Описанию леса весной. -Хорошо весной в лесу. Природа оживает. Лес очень красив. Ученики записывают предложения. Ученик читает четвертый абзац. -Ребята развели костер. -Наконец добрались до вырубки. Лесник показал, как нужно поджигать хворост. Ученик читает пятый абзац. -Нет. -Потому что вся информация является важной. -Для того чтобы передать неожиданность действия. -Потому, что ребята сразу не могли понять, кто (что) шумит. Можно «дядя Фёдор» заменить на «лесник». -Ребята находились в страхе за жизнь птенцов. -Заминал. -Заминать – затаптывать. -Потому, что лесник боялся повредить гнездо. -Нет. -Нейтральное. -Потому что огонь потушен, ребята успокоились. -Сокращая текст, мы исключали детали, подробности и обобщали информацию. -Ребята – дети, мальчики, школьники, они. Ученики записывают. -Хворост поджигают, а костер разжигают. 1. И ребята пошли на другой конец вырубки. 2. Лесник показал школьникам, как нужно поджигать хворост, и повел их на край вырубки. (В предложениях нарушено управление). -Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Один ученик работает у доски (костер, тревожить). -Проверяемая безударная гласная в корне слова. Один ученик работает у доски (казался - кажется, тетёрка - тетерев). -«Гнездо горит!» - закричали ребята. -«Нельзя тетерку тревожить. Пусть птенцов выводит», - сказал лесник. Школьники читают текст про себя, стараясь запомнить важную информацию. Ученики работают в парах. - ……………………………………. Рецензирование пересказов учащихся. Ученики пишут изложение сначала в черновик, затем в чистовик, задают вопросы. |