Урок развития речи в 9 классе «Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспект)»
Урок развития речи в 9 классе «Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспект)»
Данная презентация является наглядным материалом к уроку развития речи в 9 классе и помогает обучающимся познакомиться с такими способами сжатого изложения содержания текста как план, тезис и конспект. На уроке старшеклассники уточняют значение данных понятий, развивают умение составлять планы, тезисы, конспекты. Данное умение также пригодится ученикам в освоении и других предметов школьной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Задачи первоначального чтения – общая ориентировка в изучаемом тексте, составление простого плана и заготовок для записей.
1. «Сюжеты с карандашом». Опыт великих читателей.
2. Заповеди сознательного чтения.
3. Задачи первоначального чтения
Тезисы
Конспект
1. Содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания.
1. Воспроизводит не только мысль оригинала, но и связь между ними.
2. В каждом положении содержится одна мысль.
2. Сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу.
3. Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии.
3. Цель – сохранение в памяти.
4. Выделяются, «извлекаются» из текста.
4. Сжимает, «уплотняет» произведение.
Для того, чтобы написать конспект, надо:
1. Выделить в тексте всё существенное, основное;
2. Связно изложить (разрозненные записи не являются конспектом).
*Конспект может содержатьфакты, доказательства, примеры, иллюстрации, рисунки, схемы, чертежи.
Типы конспектов
плановый
тематический
текстуальный
свободный
*монографический
*обзорный
Этапы конспектирования:1.Внимательно прочитайте текст. Отметьте непонятные места, незнакомые слова, имена, даты.2.Выделите главные, самые важные части.3.Всё, что неясно, узнайте в словарях, справочниках.4.Составьте простой план. При повторном чтении отмечайте, как автор доказывает основные мысли своей работы.5.Перечитайте отмеченные важные места и кратко, последовательно их запишите.6.При конспектировании нужно стремиться выразить содержание своими словами, это помогает сознательно усвоить текст.7.При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии потребуется ссылка как на авторитетное изложение, мнение, вывод.
Домашнее задание
Составить конспект текста №30 «Легенда о Коломне»
(сб. текстов для проведения письменного экзамена, с.69, 2008г.)