Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы/
К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.
Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы - совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы »
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Макаренко Елена Николаевна
МБОУ СОШ с. Вознесенское
учитель русского языка и литературы
вторая квалификационная категория
К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.
Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы - совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается образностью; словарный запас крайне беден; учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.
Анализируя свою педагогическую практику, сформулировала цели и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высокого уровня развития устной и письменной речи:
- создать условия для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;
- содействовать развитию устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения;
- способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика.
Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидной. Поэтому свою практическую деятельность я направила на развитие творческих способностей учащихся.
На начальном этапе обучения (5класс) строю занятия в форме игры, чтобы поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное в правилах правописания и произношения, а самое строгое грамматическое правило сделать интересным. Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ. Так, при изучении в 5 классе темы «Правописание приставок, оканчивающихся на з (с)» предлагаю детям задание – вычеркните «четвёртое лишнее»:
Игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.
С целью развития креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу. Считаю, что основа любого сочинения - эмоциональный настрой класса: ведь тему надо так предложить, чтобы дети её подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться.
Считаю целесообразным обращение к работам малой формы – миниатюрам. Признаками такого создаваемого текста являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Предполагаемый результат подобных творческих работ – повышение уровня языковой и речевой компетенции учащихся. Стимулом для создания выразительного текста могут стать впечатления от природы, картин, литературного произведения. К тому же уроки подготовки и написания сочинений обеспечивают и ролевое разнообразие школьников, так как при работе над текстом миниатюры роли учащихся постоянно меняются: когда они пишут свою работу – они творцы, писатели; слушают сочинение товарища – слушатели; читают сочинение соседа по парте – читатели; рецензируют творческую работу одноклассника–критики, аргументировано излагающие свою оценку.
Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. После того, как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям, потому что им гораздо легче писать и говорить о том, что они видели, наблюдали, хорошо знают.
В 6-ом классе темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе М. Ладыженской, развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по картинам.
Если в классах среднего звена используем фрагменты комплексного анализа текста, то в 10 – 11 классах этот вид деятельности становится преобладающим, и ему отдаём целый урок – урок-исследование. Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, даю школьникам задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, жёсткие рамки и железный порядок здесь неуместны: каждый классический художественный текст неповторим, своеобразен. После анализа текст обязательно читается повторно: необходимо восстановить цельность восприятия его.
Широко использую активные формы обучения для развития устной и письменной речи учащихся, для формирования языковой личности:
Групповая работа. Применяю эту форму работы, так как она позволяет приучить учеников взаимодействовать в группе с любым партнёром; работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса; полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Готовлю карточки-задания по некоторым вопросам, предлагаемым для обсуждения, сама или привлекаю одарённых детей.
Урок-аннотация. Провожу в старших классах при изучении творчества поэтов, которые вызывают наибольший интерес у школьников (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев, В. Высоцкий). Учащиеся дают общую оценку сборника стихов современного поэта и подтверждают своим комментарием к стихотворениям. Затем составляют, как правило, в группах аннотацию, обсуждаем, корректируем, а по завершении собственной работы читаем критические статьи о сборнике.
Урок-суд. Совместно с творческой группой создаём примерный сценарий судебного заседания, будущие участники процесса знакомятся с литературой по проблеме, собирают информацию, готовятся заключения экспертов и свидетельские показания. Я провожу такие уроки после изучения романов «Обломов» И.А. Гончарова, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Мертвые души» Н. В. Гоголя.
Языковые игры. На разминках, зачётах, на этапе актуализации субъектных знаний провожу подобные игры. Они повышают мотивацию обучения школьников, позволяют сделать уроки живыми, интересными, познавательными. В моей практике «прижились» такие языковые игры: «перевёртыши», «замени синонимом», «составь слово, предложение», «буриме».
Использование этих активных форм, их результативность проявляется и при написании творческих работ, виды которых крайне разнообразны.
Творческие работы:
На основе личных впечатлений.
Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.
Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Работая над текстом стихотворения А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» в 6 классе, чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь учащимся почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения спрашиваю:
- Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чём или о ком пойдет речь? Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу?
Что вы чувствовали, переживали?
А затем предлагаю проследить, что и как о состоянии человека в осеннем лесу, его переживаниях, настроениях, отношениях с природой поэтическими средствами рассказывает своему читателю А.Фет.
Например, прежде чем начать работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе, пытаюсь выяснить, что же знают учащиеся о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своём произведении поэт, и о его героях:
- Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года? Что вам известно о Бородинском сражении? Кто такой Кутузов?
В результате короткого общения с учащимися выясняем, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало, это помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.
На основе читательских впечатлений.
Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.
На основе жизненных впечатлений.
Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе», «Мой сверстник» и т.п.
Данная работа способствует развитию творческих способностей учащихся и определению выбора профессии. В 2013-2014 учебном году 60% учащихся поступили в педагогические учебные заведения , в том числе 20% на филологический факультет.
Библиографический список:
1. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.
2. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / Капинос В.И., 2010г.