Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Вводные слова"»
Урок русского языка
Тема: Вводные слова и предложения. Обращения.
Цели: Рассмотреть группы вводных слов по значению, учить отличать вводные слова от членов предложения, познакомить с постановкой знаков препинания при вводных конструкциях, обращении; активизировать мыслительную деятельность студентов; прививать интерес к изучению русского языка.
во-первых, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, кроме того, в общем, прежде всего, к слову сказать, наоборот, однако, с одной стороны, например, в частности
5
обозначающие связь мыслей, последовательность изложения
6
бывает, по обыкновению, как правило
6
указывающие на источник сообщения, его авторство
14, 21, 36, 43, 55, 62. Вывод: …
Слово учителя.
- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)
- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)
3. Задание на отличие вводных слов от членов предложения:
- Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены.
1. Кажется шепчут колосья друг другу. 2. Кажется мне книгой бесконечной. 3. Вы верно едете в Ставрополь? 4. Задача решена верно. 5. Ваше право на отпуск бесспорно. 6. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. 7. Правда в огне не горит и в воде не тонет . 8. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. 9. Дождь казалось зарядил надолго. 10.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
Вводные слова
Члены предложения
(Ответы: вводные слова - 1, 3, 6, 8, 9
члены предложения - 2, 4, 5, 7, 10
- Сделайте вывод. (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)
4. Отличие вводных слов от предложений.
Отношение говорящего к высказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходящих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений.
Например: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин).
Укажите вводные слова и предложения, знаки препинания не расставлены.
Вводные слова: 1, 3,
Вводные предложения: 2, 4,
1) В Дарьяльском ущелье так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. 2) Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати верстах от города. 3) Поверьте, супружество нам будет мукой. 4) Орловская деревня, мы говорим о восточной части Орловской губернии, обыкновенно расположена среди распаханных полей.
Практические упражнения. Расставьте пропущенные буквы, знаки препинания, объясните постановку.
Кажется,ваша история там наделала много шуму.
2) Водились за ним, правда, некоторые слабости.
3) Я вам скажу, отчего вы меня не заметили.
4) Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый.
5) Я вас, пожалуй, в свою избу проведу.
6) Стали искать черкесов во всех кустах и, разумеется, ничего не нашли.
7) Вы, я думаю, привыкли к этим картинам.
5. Самостоятельная работа:
1. Лоша...ка его, к исти...ому моему удивлению, бежала очень н...дурно. 2) Я об...рнулся и увидел маленькую крестьянскую девочку лет восьми. Она, вероятно, н...как н... ожидала нас встретить; как говори...ся, наткнулась на нас и стояла н...подвижно в зелёной чаще орешника. 3) Призна...ся, я не очень обрадовался предложению Радилова, но отказа...ся было невозможно. 4) Какие безделицы, подумаешь, могут иногда ра...троить человека! 5) Н...счастье н...сколько его н... изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее. 6) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай, следовательно, н... жаловалась на его присутствие. 7) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 8) Действительно в наших краях знают толк в пении. 9) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи.
во-первых, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, кроме того, в общем, прежде всего, к слову сказать, наоборот, однако, с одной стороны, например, в частности
5
обозначающие связь мыслей, последовательность изложения
6
бывает, по обыкновению, как правило
6
указывающие на источник сообщения, его авторство
2. Задание на отличие вводных слов от членов предложения. Заполните таблицу.
1. Кажется шепчут колосья друг другу. 2. Кажется мне книгой бесконечной. 3. Вы верно едете в Ставрополь? 4. Задача решена верно. 5. Ваше право на отпуск бесспорно. 6. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. 7. Правда в огне не горит и в воде не тонет . 8. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. 9. Дождь казалось зарядил надолго. 10.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
Вводные слова
Члены предложения
3. Укажите вводные слова и предложения, знаки препинания не расставлены.
Вводные слова:
Вводные предложения:
1) В Дарьяльском ущелье так узко пишет один путешественик что не только видишь но, кажется, чувствуешь тесноту. 2) Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати верстах от города. 3) Поверьте супружество нам будет мукой. 4) Орловская деревня мы говорим о восточной части Орловской губернии обыкновенно расположена среди распаханных полей.
4. Практические упражнения. Расставьте пропущенные буквы, знаки препинания, объясните постановку.
Кажет..сяваша история там наделала много шуму.
2) В..дились за ним правда (не)которые слаб..сти.
3) Я вам скажу отчего вы м..ня (не)заметили.
4) К..залось кто(то) дыш..т, огромный и усталый.
5) Я вас пожалуй в свою избу пров..ду.
6) Стали искать черкесов (во)всех кустах и разуме..тся (ни)чего (не)нашли.
7) Вы я думаю пр..выкли к этим к..ртинам.
5. Самостоятельная работа. Расставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
1. Лоша...ка его к исти...ому моему удивлению бежала очень н...дурно. 2) Я об...рнулся и увидел маленькую крестьянскую девочку лет восьми. Она вероятно н...как н... ожидала нас встретить; как говори...с , наткнулась на нас и стояла н...подвижно в зелёной чаще орешника. 3) Призна...ся я не очень обрадовался предложению Радилова но отказа...ся было невозможно. 4) Какие безделицы подумаешь могут иногда ра...троить человека! 5) Н...счастье н...сколько его н... изменило а напротив он стал ещё крепче и энергичнее. 6) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай следовательно н... жаловалась на его присутствие. 7) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство.
8) Действительно в наших краях знают толк в пении. 9) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи.