Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУЛИКА
МОУ «ГИМНАЗИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ГОРОДА ТОРЕЗА»
РАЗРАБОТКА УРОКА
«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»
Составила и провела Ермолина О.А.,
учитель русского языка и литературы
2022
Русский язык
Класс 9
Тема. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Цели: дать понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, учить определению места придаточной части по отношению к главной.
Планируемые результаты:
метапредметные:
-ведут самостоятельный поиск и исследование информации, ее анализ и отбор, (нахождение СПП с несколькими придаточными среди других предложений);
-адекватно оценивают свои достижения, свои возможности в понимании и создании культурных текстов;
-соблюдают в практике речевого общения нормы литературного языка;
-применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни.
личностные:
-стремятся к совершенствованию собственной речи;
-проявляют познавательный интерес к чтению, к созданию собственных текстов;
-осознают социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
-умеют свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
-способность к самооценке.
предметные:
-умеют на практике применять теоретические знания о структуре сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными;
- умеют распознавать в тексте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными;
- выделяют в сложноподчинённом предложении главное и придаточное;
- определяют средства связи между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения;
- определяют место придаточной части по отношению к главной.
Тип: урок открытия новых знаний, урок-исследование.
Оборудование: карточки с текстами притчи, карточки, презентация, ИКТ.
Сценарий урока
I.Организационный момент(приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку).
II.Мотивация («Вызов»)
1. Чтение притчи учителем
Настоящие друзья (Слайд 2) Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. На утро в загоне ни одной овцы не оказалось, когда хозяин пришел туда, чтобы выгнать свое стадо на выпас. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Когда пастух шёл выгонять свое стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
-О чем этот текст?
2. Лексическая минутка
-Ребята, что такое дружба? (Обучающиеся высказывают свои версии)
Индивидуальная работа (в это время один из обучающихся работает со словарем).
-А теперь послушаем, какое определение слова «дружба» дает толковый словарь
(Школьник, работающий со словарём, зачитывает определение)
3 «Ассоциативное мышление» (Слайд 3)
На слайде расположены горы Кавказа, портрет Лермонтова, дуэль.
-С чем ассоциируется у вас этот коллаж?
( С произведением М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
-Многие русские авторы писали в своих произведениях о дружбе, но почему на уроке русского языка я обратилась именно к роману Лермонтова?
(1) Недавно мы закончили изучение романа «Герой нашего времени» на уроках литературы.
2)М.Ю. Лермонтов поднимает проблему дружбы, умение ценить её и отношение к дружбе главного героя.)
-Что объединяет притчу, коллаж и роман? (Дружба)
(Их объединяет понятие «дружба», так как в романе «Герой нашего времени» наряду с другими проблемами поднимается проблема дружбы, умение ценить ее).
III. Актуализация опорных знаний
-Какие предложения мы изучали на предыдущих уроках?(Сложноподчинённые)
-Прежде чем перейти к новой теме, нам необходимо повторить изученный ранее материал.
1.Тест-соответствие «Найди пару»(Слайд 4)
2.Работа с одаренными детьми (2-3 обучающихся составляют схемы предложений)
Предложения
Виды предложений
1.Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать своё последнее прости
А)времени
2.Когда Максим Максимыч хотел кинуться на шею Печорину, тот довольно холодно протянул ему руку.
Б)уступки
3. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен
В)условия
4.Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
Г)причины
5.Не подшучивай над моей любовью, если хочешь оставаться моим приятелем.
Д) цели
Е)определительное
3.Самопроверка (Слайд 5)
1 –Е
2-А
3-Г
4-Б
5-В
4.Проверка учителем работ у детей, которые составляли схемы к предложениям.
Мини-итог (обучающиеся выставляют себе оценку № 1 на полях, а учитель-у кого проверял работу)
-Какие предложения называются сложноподчиненными?
-Какие виды придаточных мы изучили?
-Сколько придаточных в сложноподчиненном предложении?
IV. Открытие темы и цели урока.
-Вернемся к притче (тексты на партах у каждого обучающегося, предложения пронумерованы).
Настоящие друзья (слайд 6) (1)Давным-давно жил в горах богатый человек. (2) Имел он огромную отару овец и столько же друзей. (3) Однажды к нему в дом пришла беда. (4) В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец.(5)На утро в загоне ни одной овцы не оказалось, когда хозяин пришел туда, чтобы выгнать свое стадо на выпас. (6) Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. (7)Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. (8) Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.(9) Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге.(10) Оно все увеличивалось и увеличивалось. (11) Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли.(12) Это были его настоящие друзья.(13) Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. (14) Когда они вошли к нему во двор, он понял, что товарищи пришли ему помочь. (15) С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. (16) Когда пастух шёл выгонять свое стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
-Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Сколько их?
-Зачитайте.
-Одинаковы ли они по своей конструкции с изучаемыми ранее?
-В чем отличие? (не одна придаточная часть)
-Какая же тема нашего сегодняшнего урока? («Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»)? (Слайд 7)
(«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»).
-Какие цели мы поставим перед собой? (Слайд 8)
(1. Находить такие предложения в тексте.
2. Находить главную и придаточную части в таких предложениях.
3.Определять средства связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
4.Учиться ставить вопрос от главной части к придаточной и от придаточной к придаточной.
5.Продолжить подготовку к ОРЭ.)
-Как вы догадались, подтемой нашего урока будет дружба, а материал –из произведения М.Ю.Лермонтова
V.Первичное усвоение новых знаний.
1.Исследование
А) Коллективная работа над первым предложением (№ 5)
(Слайды 9,10)
На утро в загоне ни одной овцы не оказалось, когда хозяин пришел туда, чтобы выгнать свое стадо на выпас.
-Найдите грамматические основы.
-Найдите главную часть
-Найдите придаточную часть. Сколько их?
-На один ли вопрос отвечают обе придаточные части?
-Какую позицию занимают придаточные предложения по отношению к главному?
-Как связаны главные и придаточные предложения между собой?
2.Составление схемы
3.Мини-вывод одним из учащихся о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
VI. Первичная проверка понимания
1.Работа в парах (предложение № 14) (Слайд 11)
Когда они вошли к нему во двор, он понял, что товарищи пришли ему помочь.
2.Самопроверка (Слайд 12)
VII. Первичное закрепление.
1.Самостоятельная работа по аналогии (предложение № 16) (Слайд 13)
Когда пастух шёл выгонять свое стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
2. Взаимопроверка (обучающиеся выставляют оценку № 2 на полях)
3. «Готовимся к ОРЭ» (Слайд 14)
Работа с текстом (на основе притчи)
Настоящие друзья (1)Давным-давно жил в горах богатый человек. (2) Имел он огромную отару овец и столько же друзей. (3) Однажды к нему в дом пришла беда. (4) В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец.(5) Когда на утро хозяин пришел в загон, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. (6) Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. (7)Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. (8) Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.(9) Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге.(10) Оно все увеличивалось и увеличивалось. (11) Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли.(12) Это были его настоящие друзья.(13) Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. (14) Когда они вошли к нему во двор, он понял, что товарищи пришли ему помочь. (15) С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. (16) Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
1)Анализ содержания текста. Прочитайте текст. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? (задания на карточках)
В степях жил богатый человек.
У этого человека было много друзей
Воры днем, когда хозяина не было дома, угнали овец.
Каждый из друзей подарил пострадавшему небольшое стадо овец.
Стадо по количеству стало таким, как и прежде.
2) Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Он был моим драгоценным другом.
2) Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей
3) Остерегайся фальшивых друзей.
4) Это были его настоящие друзья
5) Давным-давно жил в горах богатый человек
3) Лексический анализ.
-Найдите в тексте антоним к слову БОГАТЫЙ Напишите этот антоним
- Найдите в тексте синоним к слову ДРУЗЬЯ. Напишите этот синоним
4.Разноуровневые задания (по подготовке к ОРЭ) (Слайд 15)
1)Пунктуационный анализ. Указать цифры, где нужно поставить запятую в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными и начертить схемы.
1-я группа обучающихся
1)Наша публика похожа на провинциала, который (1) подслушав (2) разговор двух дипломатов(3) принадлежащих к враждебным дворам (4) остался бы уверен (5) что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной (6) нежнейшей дружбы.
2)Я не могу питать к нему той неизъяснимо ненависти (1) которая (2) таясь под личиною дружбы (3) ожидает только смерти и несчастья любимого предмета (4) чтоб разразиться над его головою градом упрёков (5) советов (6) и сожалений.
3)Вернер мне раз говорил (1) что скорее сделает одолжение врагу(2) чем другу (3) потому что это значило бы продавать свою благотворительность.
2-я группа. Творческое задание. (подготовка к ОРЭ) (Сайд 16)
(Обучающиеся пишут сочинение по притче)
Структура –подсказка
1)Определение (что такое «дружба», учитель предлагает вспомнить определения, которые были в начале урока).
2.Подтверждение из притчи (пока 1 аргумент, т.к. идет только обучающий этап.
-В итоге пожелайте своему другу или знакомому, или находящимся в классе что-нибудь хорошее , приятное, используя сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
IX. Домашнее задание. (Сайд 18)
Напишите небольшое рассуждение на тему «Способен ли Печорин дружить?», используя сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Литература.
Учебник «Русский язык». 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова/- М.: Просвещение 2016
Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том второй//
Сост. и комм. И.С.Чистовой.-М: Правда, 1990.-704с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.- 4-е изд., М., 1997.- 944с.