kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией по учебнику Разумовской М.М. предназначен для 9 класса. Урок преследует цели: определять значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному предложению, развивать навыки составления схем СПП с несколькими придаточными, развивать ораторское мастерство.Используется технология развития критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок »

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Областновская ООШ» Увинского района Удмуртской Республики

Буторина Татьяна Геннадьевна


Основные виды СПП с несколькими придаточными

9 класс

(по учебнику М.М.Разумовской)

Цели урока:

1) определение значений, способов и последовательности присоединения нескольких

придаточных предложений к главному;

2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах предложений;

3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского мастерства.

Наглядность урока: интерактивная доска, презентация.


Ход урока.

І. Оргмомент (слайд 1)

Сегодня мы поговорим о счастье. А как узнать в толпе счастливого человека? (по улыбке). Правильно. Поэтому эпиграфом к нашему уроку и будут слова голландского философа Бенедикта Спинозы: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.»

Психологический настрой на урок. (слайд 4)

Вопросы, предлагаемые учащимся:

Сможете ли вы, не задумываясь:

  • Назвать 5 богатейших людей на планете.

  • Назвать 5 последних победительниц «Мисс мира».

  • Назвать 5 последних лауреатов Нобелевской премии.


Не совсем получилось? Трудновато, не так ли?

Не беспокойтесь, никто этого не помнит.

Аплодисменты стихают!

Призы покрываются пылью!

Победителей вскоре забывают.


ІІ. Проверка усвоенного материала.

1. Беседа:

- Что такое счастье? (слайд 5,6)

С точки зрения философии, Сча́стье — душевное состояние человека, при котором он испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление своего назначения. (Википедия)

Счастье – это бабочка, которую никак не поймаешь. Но когда перестаешь за ней гоняться, она вдруг сама садится тебе на плечо.


Задание: с позиции изучения СПП определите, какое это предложение, назовите вид придаточного, обоснованно докажите





2. Составление кластера «Что же такое счастье?» (на листах) (слайд 7)

    • Что для вас значит понятие счастье?




СЧАСТЬЕ


3. Творческая работа (Слайд 8).

Микроцель: составить СПП с разными видами придаточных на тему: «Счастье» по выбору учащихся.

Что такое счастье?

1

Определительное

Человека, который... , можно назвать счастливым.

2

Изъяснительное

Мое счастье в том, чтобы...

3

Условия

Если вы..., то тогда, вы - счастливы.

4

Причины

Для меня это было настоящим счастьем, потому что...

5

Времени

Человек счастлив, когда он...

6

Цели

Для того чтобы быть счастливым всегда, ...

7

Места

Человек может быть счастлив только там, где...


2. Проверка выполненной творческой работы: обучающиеся читают свои предложения, называя виды придаточных (слайд9).


ІІІ. Погружение в тему урока.

3. Работа с эпиграфом (слайд 10).

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Б. Спиноза

4.Синтаксическая пятиминутка.

Микроцель:

1) определить грамматическую основу предложения (эпиграф);

2) расставить знаки препинания;

3) определить количество придаточных;

4) указать виды придаточных предложений, составление схемы СПП;

4) определение группы СПП с несколькими придаточными.

5. Актуализация темы, работа с учебником ( чтение теоретической части) (слайд 11 – 17).

6. Рефлексия.

Микроцель: списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, составить схемы СПП, определить вид подчинения (слайд 18).

1) Счастье только там, где любят нас, где верят нам! (М.Л.) – однородное подчинение

2) Если ты не умеешь пользоваться счастьем, не жалуйся, когда оно проплывет мимо.параллельное подчинение

3) Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив. (Бернард Шоу) – последовательное подчинение

7. Проверка выполненного задания (слайд 19)

IV. Закрепление.

1.Тренинг «Насколько ты счастлив?» (слайд 11-14)

Слайд 11.

Микроцель: психологическая разгрузка.

Вопросы, предлагаемые учащимся (слайд 20):

Сможете ли вы теперь , не задумываясь:

  1. Назвать самого дорого для вас человека.

  2. Назвать того, кто пришел на помощь вам в трудную минуту.

  3. Назвать человека, который радуется вашим успехам и переживает за неудачи.

Учитель: Вспомнить это оказалось гораздо легче. Хорошо, что есть люди, которые что-то значат в твоей жизни, хотя они не всегда в рейтинге «знаменитых и лучших», не всегда имеют больше всех денег и связей, не выигрывают всемирных конкурсов. Просто они всегда рядом с тобой, и для них ты самый лучший! Это, наверно, и есть счастье! Задумайся над этим, ведь ты стоишь в начале жизненного пути! М.Ю.Лермонтов сказал:

Поверь мне - счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

2. Игра «В мире мудрых мыслей» (слайд 15). Работа с текстом

Мне кажется, что главный атрибут счастья - это улыбка! Улыбка …

Она ничего не стоит, но много даёт.

Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.

Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!

Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рада вас видеть.”

Фрэнк Ирвинг Флэтчер

1 уровень: списать СПП предложения с несколькими придаточными

2 уровень: списать СПП с несколькими придаточными, определить вид подчинения, составить схемы

3 уровень: составить СПП с несколькими придаточными по схемам на тему «Счастье», расставить знаки препинания, определить вид подчинения.

  • (Чтобы... ), [ ], (как… ).

  • [Я уверен в том], ( что… ), (потому что …).

  • [Я знаю…], (как… ), (как… ).



V. Подведение итогов.

Рефлексия Микроцель: закончить предложения (на листочках).

Сегодня я узнал об СПП…

Об СПП с несколькими придаточными в дальнейшем хочу узнать…

Интересной была мысль о…




VI. Домашнее задание: эссе «Что же такое счастье?..» (слайд 26)



5



Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка в 9 классе»

Урок русского языка в 9 классе Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Учитель русского языка и литературы МОУ «Областновская ООШ» Буторина Татьяна Геннадьевна

Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Областновская ООШ»

Буторина Татьяна Геннадьевна

Цели урока:  1) определение значений, способов и последовательности присоединения нескольких придаточных предложений к главному; 2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах предложений; 3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского мастерства.

Цели урока:

1) определение значений, способов и последовательности присоединения нескольких придаточных предложений к главному;

2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах предложений;

3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского мастерства.

Эпиграф    Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.         Б . Спиноза

Эпиграф

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Б . Спиноза

Сможете ли вы, не задумываясь, ответить на следующие вопросы: Назовите 5 богатейших людей на планете . Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира» . Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии . какие книги

Сможете ли вы, не задумываясь, ответить на следующие вопросы:

  • Назовите 5 богатейших людей на планете .
  • Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира» .
  • Назовите 5 последних лауреатов Нобелевской премии .

какие книги

Сча́стье — душевное состояние человека, при котором он испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление своего назначения. Википедия

Сча́стье —

душевное состояние человека, при котором он испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление своего назначения.

Википедия

Афоризм

Афоризм

Что такое счастье? счастье

Что такое счастье?

счастье

Определительное  Человека, который... , можно назвать счастливым. Мое с частье в том, чтобы... Если вы..., то тогда вы - счастливы.  Для меня это было настоящим счастьем , потому что... Человек счастлив, когда он...  Для того чтобы быть счастливым всегда, ...  Человек может быть счастлив только там, где...   Изъяснительное   Условия  Причины   Времени   Цели  Места

Определительное

  • Человека, который... , можно назвать счастливым.
  • Мое с частье в том, чтобы...
  • Если вы..., то тогда вы - счастливы.
  • Для меня это было настоящим счастьем , потому что...
  • Человек счастлив, когда он...
  • Для того чтобы быть счастливым всегда, ...
  • Человек может быть счастлив только там, где...

Изъяснительное

Условия

Причины

Времени

Цели

Места

Синтаксическая пятиминутка  Если вы хотите чтобы жизнь улыбалась вам подарите ей сначала свое хорошее настроение.    Б . Спиноза

Синтаксическая пятиминутка

Если вы хотите чтобы жизнь улыбалась вам подарите ей сначала свое хорошее настроение. Б . Спиноза

Последовательное подчинение ГЛАВНОЕ  В СПП с последовательным подчинением  первое придаточное относится к главной части, а второе придаточное относится к первому придаточному и т.д. ПРИДАТОЧНОЕ  1 СТЕПЕНИ ПРИДАТОЧНОЕ  2 СТЕПЕНИ

Последовательное подчинение

ГЛАВНОЕ

В СПП с последовательным подчинением первое придаточное относится к главной части, а второе придаточное относится к первому придаточному и т.д.

ПРИДАТОЧНОЕ

1 СТЕПЕНИ

ПРИДАТОЧНОЕ

2 СТЕПЕНИ

[ Счастлив ] , ( кто смело берет под свою защиту то ) , ( что любит ) . (Овидий)

[ Счастлив ] , ( кто смело берет под свою

защиту то ) , ( что любит ) . (Овидий)

Однородное соподчинение В СПП с  однородным соподчинением  придаточные части относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части , имеют одинаковое значение  и отвечают  на один вопрос . Главное  предложение 1-е придаточное 2-е придаточное

Однородное соподчинение

В СПП с однородным соподчинением

придаточные части относятся к одному

и тому же слову главной части или ко всей главной части , имеют одинаковое значение и отвечают на один вопрос .

Главное

предложение

1-е

придаточное

2-е

придаточное

Кто? ( Кто не страдал ) и ( кто не ошибался ) , [ тот цену истины и счастья не узнал ] .  Н. Добролюбов

Кто?

( Кто не страдал ) и ( кто не ошибался ) , [ тот

цену истины и счастья не узнал ] .

Н. Добролюбов

Неоднородное соподчинение В СПП с неоднородным соподчинением  придаточные части относятся к главной части , но имеют разное значение , отвечают на разные вопросы и поясняют разные слова главной части. Главное предложение 1-е придаточное 2-е придаточное

Неоднородное соподчинение

В СПП с неоднородным соподчинением

придаточные части относятся к главной части , но имеют разное значение , отвечают на разные вопросы и поясняют разные слова главной части.

Главное

предложение

1-е

придаточное

2-е

придаточное

( Если одно-два приветливых слова могут  сделать человека счастливым ) , [ надо быть  негодяем ] , ( чтобы отказать ему в этом ) . При каком условии?

( Если одно-два приветливых слова могут

сделать человека счастливым ) , [ надо быть

негодяем ] , ( чтобы отказать ему в этом ) .

При каком условии?

Комбинированное подчинение 1 [ Счастье — это шар ] , 2 ( за которым мы гоняемся ) , 3 ( пока он катится ) , и 4 ( который мы толкаем ногой ) , 5 ( когда он останавливается ) . Пьер Буаст 4 2 3 5

Комбинированное подчинение

1 [ Счастье — это шар ] , 2 ( за которым мы гоняемся ) , 3 ( пока он катится ) , и 4 ( который мы толкаем ногой ) , 5 ( когда он останавливается ) .

Пьер Буаст

4

2

3

5

Счастье только там, где любят нас, где верят нам! (М.Лермонтов.)  Если ты не умеешь пользоваться счастьем, не жалуйся, когда оно проплывет мимо.  Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив. ( Бернард Шоу )
  • Счастье только там, где любят нас, где верят нам! (М.Лермонтов.)
  • Если ты не умеешь пользоваться счастьем, не жалуйся, когда оно проплывет мимо.
  • Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив. ( Бернард Шоу )

Счастье только там, где любят нас, где верят нам! (М.Л.) –  [  ] , (  ) , (  )  однородное подчинение Если ты не умеешь пользоваться счастьем, не жалуйся, когда оно проплывет мимо. –  (  ) , [  ] , (  )  параллельное подчинение Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив. (Бернард Шоу) –  [  ] , (  ) , (  )  последовательное подчинение

Счастье только там, где любят нас, где верят нам! (М.Л.) –

[ ] , ( ) , ( ) однородное подчинение

Если ты не умеешь пользоваться счастьем, не жалуйся, когда оно проплывет мимо. –

( ) , [ ] , ( ) параллельное подчинение

Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив. (Бернард Шоу) –

[ ] , ( ) , ( ) последовательное подчинение

Назовите самого дорого для вас человека.
  • Назовите самого дорого для вас человека.

2)Назовите того, кто пришел на помощь вам в трудную минуту.

3)Назовите человека, который радуется твоим успехам и переживает за неудачи.

Поверь мне - счастье только там,  Где любят нас, где верят нам.  М. Ю. Лермонтов  

Поверь мне - счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

М. Ю. Лермонтов  

Мне кажется, что главный атрибут счастья - это улыбка! Улыбка …  Она ничего не стоит, но много даёт.  Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.  Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.  Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.  Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.  Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.  И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!  Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!  Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рада вас видеть.”  Фрэнк Ирвинг Флэтчер

Мне кажется, что главный атрибут счастья - это улыбка! Улыбка …

Она ничего не стоит, но много даёт.

Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.

Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!

Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рада вас видеть.”

Фрэнк Ирвинг Флэтчер

1 уровень: списать СПП с несколькими придаточными  Мне кажется, что главный атрибут счастья - это улыбка! Улыбка …  Она ничего не стоит, но много даёт.  Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.  Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.  Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.  Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.  Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.  И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!  Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!  Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рада вас видеть.”  Фрэнк Ирвинг Флэтчер

1 уровень: списать СПП с несколькими придаточными

Мне кажется, что главный атрибут счастья - это улыбка! Улыбка …

Она ничего не стоит, но много даёт.

Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.

Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!

Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рада вас видеть.”

Фрэнк Ирвинг Флэтчер

2 уровень: списать СПП с несколькими

придаточными, определить вид подчинения

Мне кажется, что главный атрибут счастья - это улыбка! Улыбка …

Она ничего не стоит, но много даёт.

Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче.

Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!

Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рада вас видеть.”

Фрэнк Ирвинг Флэтчер

3 уровень: составить СПП с несколькими придаточными по схемам на тему «Счастье», расставить знаки препинания, определить вид подчинения  (Чтобы... ), [  ] , (как… ). [Я уверен в том], ( что… ), (потому что …). [ Я знаю… ] , (как… ), (как… ).

3 уровень: составить СПП с несколькими придаточными по схемам на тему «Счастье», расставить знаки препинания, определить вид подчинения

(Чтобы... ), [ ] , (как… ).

[Я уверен в том], ( что… ), (потому что …).

[ Я знаю… ] , (как… ), (как… ).

Домашнее задание эссе «Что же такое счастье?..»

Домашнее задание

эссе «Что же такое счастье?..»

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Буторина Татьяна Геннадьевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства