Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме "Местоимение"»
Урок 133 Русский язык
Тема: Местоимение.
Цель: развивать умения определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.
Планируемые результаты:
Предметные: Овладевают умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов
Метапредметные УУД:
Познавательные:общеучебные – используют предметы, иллюстративный материал для решения учебной задачи; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста; анализируют и восстанавливают деформированный текст: изменяют, восстанавливают логику изложения.
Личностные: Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте. Какова главная мысль стихотворения?
— Назовите местоимения, их число и лицо.
— Какие по цели высказывания предложения встретились в стихотворении?
— Что такое местоимение?
III. Актуализация знаний.
1. Развитие речи.
— Составьте и запишите четыре предложения на весеннюю тему с разными местоимениями. Подчеркните местоимения, укажите их лицо и число.
2. Словарная работа.
Воскресенье, одуванчик, поэт, сирень, ромашка, растение, животное, солома, приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, потом.
IV. Самоопределение к деятельности.
(Работа в парах.)
— Спишите, вставьте пропущенные местоимения.
Ветер, ветер! ... могуч.
Чем ..., гости торг ведёте?
Обнимает ... царицу, и сынка, и молодицу.
А. Пушкин
— Из каких произведений эти строки?
— Назовите местоимения. Определите их число и лицо.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
1. Развитие речи. Составление предложений по рисунку.
Упр. 164 (с. 96)- письменное выполнение.
– Рассмотрите рисунки. Составьте по ним несколько предложений, используя местоимения 3-го лица.
- Составьте два предложения по 1 рисунку. В первой предложении должно быть имя мальчика, во втором предложении имя нужно заменить местоимением 3 лица. Подчеркните существительное и местоимение, которое его заменило, надпишите род и число существительного и местоимения.
- Составьте два предложения по 2 рисунку. В первой предложении должно быть название животных, во втором предложении название нужно заменить местоимением 3 лица. Подчеркните существительное и местоимение, которое его заменило, надпишите род и число существительного и местоимения.
- Составьте два предложения по 3 рисунку. В первом предложении должно быть имя девочки, во втором предложении имя нужно заменить местоимением 3 лица. Подчеркните существительное и местоимение, которое его заменило, надпишите род и число существительного и местоимения.
– Запишите составленные предложения.
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили. (Н-р: 1. Вова чистит куртку щёткой. Он ходит чистым и опрятным.2. Мышиголодные. Они едят сыр. 3. Валя любит рисовать. Она ходит в художественную школу.)
— Назовите местоимения.
2. Письмо по памяти.
Упр. 165 (с. 96)- письменное выполнение.
— Прочитайте стихотворение.
(Далее работа по вопросам упражнения.)
— Подготовьтесь к письму по памяти. Запишите первые два предложения.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
— Назовите выделенные слова. Определите, к какой части речи они относятся.
— Над личными местоимениями надписать лицо и число.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Работа с предложениями. Упражнение в замене повторяющихся имён существительных подходящими по смыслу местоимениями.
Упр. 166 (с. 97)- письменное выполнение.
— Прочитайте. Найдите имена существительные, которые повторяются.
— Какое из повторяющихся слов нужно заменить местоимением и каким местоимением?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите местоимения.
— Назовите главные члены в первом предложении.
м. гл.
В воскресенье мыпришли в зоопарк. В пруду плавала уточка. Она подплыла к берегу и закрякала. У клетки стоял павлин. Он распушил свой красивый хвост. Мы вошли в здание. Оно было большое и тёплое. Здесь жил старый слон. Он обедал. Сначала он съел морковь, потом принялся за сено. Тане понравились лохматые яки. Они жевали сено.
Разбор слова «красивый» как часть речи.
Красивый - прил. (какой?)
1. Н. ф. - красивый.
2. В м. р., в ед. ч., в В. п.
3. Втор. чл. – определение.
Звуко-буквенный разбор слова «яки».
Яки [й‘а к’и] – 2 слога.
я - [й‘] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- [а] – гласный, ударный;
к - [к‘] – согласный, глухой парный, мягкий парный;
и - [и] – гласный, безударный.
3 буквы, 4 звука
Разбор слова «сено» как часть речи.
Сено - сущ. (что?)
1. Н. ф. - сено.
2. Неодуш., нариц.
3. Ср. р., в ед. ч., в В. п..
4. Втор. чл. – дополнение.
VIII. Рефлексия.
— Что такое местоимение?
— Для чего в речи употребляются местоимения?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока.
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
X. Домашнее задание.
— Составить и записать три предложения с разными местоимениями.